Начало нового учебного года для большинства людей – рубикон, который во многом главнее новогодних праздников. Ученики, детсадовцы, их родители и учителя составляют значительную часть населения Запорожья. А значит, что проблемы школ и детсадов затрагивают большую часть горожан.
Наш собеседник – директор Департамента образования и науки Запорожского городского совета Юлия Погребняк. На этой должности она находится с марта этого года. До назначения главой Департамента в марте этого года Юлия Погребняк была директором коллегиума №98. Поскольку проблем в сфере образования и, соответственно, тем для обсуждения столько, что не поместится ни в одно интервью, мы в беседе, конечно, не могли объять необъятное. Однако постарались затронуть важные вопросы, которые волнуют и родителей, и педагогов.
«Вместе»: Юлия Валерьевна, по нашей информации, перед Днём знаний в школы поступило указание проводить торжественную линейку без цветов. Действительно ли был запрет дарить учителям цветы, и чем было мотивировано такое решение?
Юлия Погребняк: Как руководитель Департамента, я скажу, что этот вопрос находится на стыке понятий этики, престижа учителя, и внутреннего отношения к процедурам, сложившимся в системе десятилетиями. Была объявлена по всей Украине акция, чтобы на праздники 1 сентября или последнего звонка, по собственной инициативе родительского, ученического и педагогического коллективов те деньги, которые можно потратить на букеты цветов, можно собрать и перечислить в поддержку наших воинов, находящихся в зоне АТО. Моя чёткая позиция в том, что мы должны дать такой посыл, а сами коллективы должны принимать решение – насколько это им близко. Но это не является каким-то запретом или принуждением – это исключительно добровольно.
— И сколько школ поддержало эту инициативу?
Я знаю, что это было выборочно, вплоть до классов. Есть школы, где половина коллектива покупала цветы, а половина – собирала деньги для бойцов.
— Запорожье и область стали экспериментальной площадкой для внедрения так называемого «инклюзивного образования», когда наряду с обычными детьми в классах на тех же условиях обучаются дети с особыми потребностями. Безусловно, такие дети требуют социализации. Но не получится ли так, что в угоду политкорректности учителя будут занижать требования и остальным ученикам, и в итоге качество образования снизится во всём классе?
У нас на сегодняшний день в Запорожье 8 школ работают по этой системе. Это школы 3, 66, 73, 89, 111, 64, 83, 84. Сказать, что мы слепо копируем западную систему, было бы неверно. Мы учитываем наш менталитет, профессиональный уровень учителей, позицию родительской общественности, что очень важно. И мы смогли найти точки соприкосновения. Мы обучаем наших педагогов. Потому что просто поставить задачу «а ну-ка организуйте инклюзию» было бы бездарно. Это должно ложиться на подготовленную почву. Мы должны учитывать и ещё один важный фактор: ребёнок в этот мир приходит не «табула раса», не чистым листом, он приходит со своими психофизиологическими особенностями. Все дети разные. И здоровые дети тоже по-разному учатся, бывают не успешны в освоении предметов. Но это не значит, что они не будут социализированы во взрослой жизни. Точно так же и в отношении детей с особыми потребностями – мы не должны забывать, что среди них много талантливых. И это не веяние сегодняшнего дня. В развитых странах это уже традиция. В Европе уровень менталитета и готовности воспринимать инклюзию настолько велик, что родители здоровых детей доплачивают школам, чтобы к ним в класс посадили детей с особыми потребностями. И делают это для того, чтобы дети ценили собственную жизнь. Это вопрос развития цивилизации. Я сама в своё время относилась к категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но училась в обычной общеобразовательной школе. И я знаю, как непросто выжить и пробиться. Но мне повезло: со мной рядом находились педагоги и дети, которые помогали становиться на ноги и продвигаться. Так что систему инклюзивного образования я прочувствовала, как говорится, на себе.
— К началу учебного года школьники получили не все учебники. Их выдают периодически по несколько штук. С чем связана такая ситуация? Будут ли запорожские школы обеспечены учебниками полностью?
В Украине уже четвёртый год действует новая учебная программа, на основании которой разными авторами были написаны новые учебники, в первую очередь для 4-7 классов. И к подбору учебников теперь новый подход. Учителя теперь сами выбирают – какой учебник они хотели бы видеть на столах детей, и делали заказы. На сегодняшний день на город была выделена субвенция на сумму 3 млн 46 тыс. грн на закупку учебников 4 – 7 классов. 10% от этой суммы мы провели через сессию на доставку их в школы. На данный момент 85% от всего количества учебников 4 – 7 классов мы доставили в учебные заведения. Остальные проценты мы сейчас точечно прорабатываем с каждым издательством. Например, маленькие объёмы заказов издательствам невыгодно тиражировать. Поэтому мы осуществляли замену.
По восьмым классам – совершенно другая история, потому что заказ на учебники для них сделан из госбюджета. И Министерство образования и науки Украины будет регулировать процесс и издания, и доставки в учебные заведения.
Как альтернативу, мы предлагаем электронные версии учебников, и предлагаем родителям и ученикам использовать электронные книги. Это, кстати, снимает и проблему «килограммов» за плечами. Тем не менее, мы планируем полностью закрыть проблему учебников по 4 -7 классам в городе до ноября.
— Полтора года назад городской бюджет из-за завышенных цен только на продукты питания для детсадов потерял 4,5 млн грн. По действующему законодательству все закупки производятся тендерной комиссией. Тендерный комитет департамента образования в своё время утверждала ваша предшественница Раиса Чухрай, а её дочь тогда выиграла тендер на поставки продуктов в школы. Кто сейчас отвечает за эти закупки, и насколько этот процесс прозрачен?
Сегодня тендерный комитет при нашем Департаменте, и тендерные комитеты при территориальных отделах образования работают по системе «Прозоро» — это электронные торги, которые максимально прозрачны для всех.
— А как обстоят дела с качеством продуктов? Кто его контролирует? Ещё на памяти скандальная история с гнилым мясом на школьной кухне, фото которого были во всех СМИ.
Приём товара регламентирован договором, который является инструментом, позволяющим любому руководителю дошкольного учреждения или школы на уровне принятия поставки товара отследить по органолептическим признакам некачественный товар, и вернуть его. Более того, наложить штраф, а в случае повторения этого или других негативных моментов мы имеем право разорвать договор, что, собственно говоря, неоднократно делалось. Кроме того, из госбюджета были выделено 199 тыс. грн на лабораторные исследования – такого в принципе раньше никогда не было. Теперь мы имеем возможность при департаменте с привлечением специалистов «Держстандартметрологии» и бывшей СЭС делать лабораторные анализы продуктов питания. Мы и на поставщиков продуктов питания возлагаем дополнительную ответственность за проведение повторных лабораторных исследований. Мы страхуемся по всем позициям. Но многое зависит и от бракеражной комиссии, которая работает на местах. И мы провели большое количество дополнительной разъяснительной работы в этой области.
С чем я, придя на работу в Департамент, столкнулась: на местах очень многие руководители не отрабатывают то, что должны делать. Рабочий день руководителя школы или детского сада должен начинаться с того, что он обходит всю территорию, общается с родителями, которые приводят детей, он заходит в столовую и смотрит – какие продукты поступили, сопроводительные документы, как выглядят сосиски, мясо, молоко и так далее. Потому что это – безопасность здоровья детей. А они были не готовы к тому, что у них есть рычаг управления, который позволяет им не принимать некачественный товар, многие руководители удивлялись. Мы их собирали и обучали: вот законодательная база, вот процедура, которая позволит вам правильно оформить наложение штрафа, или разорвать договор с теми, кто его не соблюдает. И с поставщиками мы проводили встречи для того, чтобы отрегулировать этот процесс. Уже видно качественные изменения. Главное, чтобы не было послаблений на местах, и люди постоянно контролировали этот вопрос.
— Недавний инцидент на школьной линейке, когда женщину, которая привела свою внучку на «Первый звонок», хулиганы облили зелёнкой, вскрыл проблему безопасности учебных заведений, особенно в наше неспокойное время. В некоторых школах по инициативе родителей работают сотрудники охранных фирм. Намерен ли Департамент образования принимать меры по комплексному обеспечению безопасности школ и дошкольных учреждений?
Мы начинаем большую работу по комплексному обеспечению безопасности детей в учебных заведениях. Мы разработали план обучения сотрудников правильно и грамотно реагировать на чрезвычайные ситуации. Мы будем прорабатывать с СБУ вопрос антитеррористической безопасности объектов сферы образования. Это и установка датчиков движения, разбитых стёкол и так далее. Для нас это вопрос особого контроля и ответственности. Поэтому в Департаменте образования закреплены конкретные лица, которые разрабатывают программу обеспечения безопасности – а это серия мероприятий.
— Во всех ли школах и дошкольных учреждениях созданы благотворительные фонды с официальными банковскими счетами?
У нас есть конкретные жалобы и принятые управленческие решения по отношению к заведующим детских садов, к школам, которые нарушают организацию процесса создания родительских фондов. Хотя такие фонды есть уже во всех школах. Законодательно у нас чётко прописано про оказание благотворительной помощи в системе образования, и этих норм необходимо придерживаться. Мной подписан приказ об утверждении положения о работе благотворительных фондов. Родители, на мой взгляд, занимают достаточно активную позицию. И я очень бы хотела, чтобы каждый из них имел бы обратную связь – как и куда тратятся его деньги. Я за то, чтобы уходить от наличного оборота даже на уровне класса или детсадовской группы. Сегодня открываются расчётные счета учебных заведений, родители перечисляют ту сумму, которую они посчитают возможным, и размер этой суммы не должен обозначаться кем-то в принудительном порядке. Я глубоко уверена, что если родитель видит – куда и на что тратятся его деньги.
— Вопрос, который волнует многих родителей, дети которых впервые идут в детсад или школу. Насколько нам известно, как в школьных, так и в дошкольных учебных заведениях при поступлении требуют внести так называемые вступительные взносы. Если в школах эти взносы, якобы «благотворительные», составляют от 1 тыс. гривен до 5 тыс. гривен, то в детских садах минимальная сумма при поступлении начинается от 2,5 тыс. гривен. Правомерны ли такие взносы, и могут ли ребёнка не взять, к примеру, в детский сад, если родители не заплатят?
Понятия «вступительного взноса» не должно существовать априори. Родитель по закону имеет правило самостоятельного выбора любого учебного заведения в Украине. Конечно, есть процедуры с «электронной очередью», которую не перепрыгнешь, есть определённые тонкости с поступлением в школы интернатного типа – там конкурсный набор есть. Но ни о каких «вступительных взносах», тем более принудительных, не может быть и речи – это моя принципиальная позиция. И если вы столкнулись с прецедентом принудительного «вступительного взноса» — то позвоните по нашему «телефону доверия» 224-07-04, и мы примем меры.
— Среди наших читателей много не только родителей, но и педагогов. Есть ли шансы, что учителям и воспитателям повысят зарплату?
К сожалению, сегодня профессия учителя девальвирована по многим позициям. В том числе заработная плата – показатель отношения государства к учителю и престижности профессии. И меня искренне радует, что на уровне министерства говорят о повышении заработной платы. Есть шансы, что её повысят в несколько раз. Это момент, который трансформирует отношение общественности к уникальной и ответственной профессии учителя.
— Сколько сейчас получают педагоги?
В общеобразовательной школе, по самому среднему показателю зарплата учителя составляет 3492 гривны. В детских садах, в зависимости от категории, около 2726 гривен плюс надбавки. Людям очень тяжело. У нас в системе очень много женщин, очень много матерей-одиночек, и это социальная проблема, которую надо решать на уровне государства. Сегодня мэр города поставил задачу изыскать средства для поддержки представителей бюджетной сферы. Для нас это очень важно.
— То есть город будет доплачивать педагогам?
Да. Мы сейчас прорабатываем механизм, который позволит финансово поддержать наших учителей.