Портал «Вместе» неоднократно уделял внимание ситуации на аптечном рынке. Как мы неоднократно сообщали, после начала эпидемии короновируса в Запорожье многие аптеки стали откровенно наживаться на общей беде. Они взвинтили цены не только на защитные маски, но и на противовирусные препараты, а также на множество других лекарств. Кроме того, как сообщали запорожцы, аптеки отменили скидки при интернет-заказах.
Обнародованные нами факты вызвался прокомментировать известный запорожец, который всю жизнь занимается аптечным бизнесом — депутат областного совета, член постоянной комиссии по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Геннадий Бурка. По его мнению, поведение аптечных сетей в данный момент — лишь часть проблемы, а её корни кроются глубже.
— Геннадий Фёдорович, вы утверждаете, что аптек в истинном понимании в нашем городе нет.
— Я об этом кричу 15 лет, потому что я человек не только старой формации, но и «старой фармации». Я начал свою деятельность в городе Славянске в 1982 году аналитиком в больничной аптеке. И я могу профессионально утверждать: у нас аптек нет, есть аптечные бутики и магазинчики.
— Как вам цены в аптеках сегодня? Запорожцы называют происходящее в буквальном смысле мародёрством, в соцсетях некоторые призывают жечь аптеки, которые наживаются на беде.
— Давайте запомним цены сегодняшнего дня и посмотрим на них через 2 месяца. Мы будем завидовать тому, что сегодня происходит в аптеках. Я не защищаю барыг и уродов, которые торгуют трамадолом – среди моих коллег подонков очень много. Но возьмём ситуацию по маскам. У меня самое дешёвое предложение было оптовое – 800 тыс. штук по 12 гривен. Последние маски, которые я закупал полтора месяца назад, были по 58 копеек. Вообще, маски в аптеке были триста лет не нужны. Их обычно брали те аптечные сети, у которых есть аптечные пункты при больницах, их покупали для операций, и т.д.
Проблема в том, что мы более чем на 70% импортозависимы. В Украине нет ни одного химического завода, который производит субстанции для изготовления лекарств. То, что делает «Дарница», «Фармак» и остальные (кроме фитопрепаратов) – это всё делается на импортных субстанциях.
— Производство лекарств в аптеках осталось в прошлом. Многие даже не догадываются, что аптека — не только торговое учреждение, но и производитель медикаментов.
— Я всегда доказывал, что аптека (в истинном понимании, — ред.) должна производить. Сегодня зарегистрировано около 20 тысяч медпрепаратов. Когда в 1982 году я пришёл работать в межбольничную аптеку в Славянске – там работало 50 человек, производство шло в 2 смены. Тогда было зарегистрировано всего 400 препаратов – вместе с презервативами и костылями. А всё остальное изготавливалось в аптеке. Я горжусь тем, насколько сейчас наука шагнула вперёд: есть великолепные антибиотики, это классно. Но я всегда был за то, чтобы сохранить экстемпоральное производство, против которого выступало лобби крупных сетей, предлагавших ввести НДС на производство.
Но когда случилась война в 2014 году, и в Запорожье открылся госпиталь – ни «Юрия-фарм», и никто другой не делал ни стерильный фурацилин, ни калия иодиды. А я делал их чуть ли не тоннами, и поставлял бесплатно.
Что касается сегодняшних цен. Сегодня мои менеджеры в шоке. Как только зашаталась гривна, все поставщики поставили 90% своих препаратов на «стоп». Сейчас все поставки – только на личных контактах с компаниями, с которыми работаем по 10-20 лет. Цены поднялись резко на весь товар (не только маски и дезинфекторы). Что будет через неделю – даже страшно представить. Но ещё раз подчеркну то, что я доказывал много лет: у нас нет аптек. Аптека – то, где есть производство, а у нас – просто бутики. А у меня простаивает настоящая аптека на 600 кв.м, в которую я вложил немереное количество денег, со швейцарским оборудованием. Сейчас там можно было бы делать и дезинфекторы, дезрастворы для коммунальных предприятий, и т.п. Но это никому не надо, все хотят «откатов».
— Способно ли государство повлиять на монополистов?
— Я никого не защищаю, но государство своими лицензионными условиями «убило» и многих поставщиков. Осталось 5-6 крупных транснациональных дистрибьютора. Я когда-то начинал как оптовый поставщик медикаментов, и на тот момент только в Запорожье было 20-25 таких компаний. А сейчас бал правят монополисты, причём и в розничной торговле – есть сети, в которых по 800-900 аптек, которые диктуют цены.
Кстати, сегодня ажиотажа в аптеках уже нет. Все «сумасшедшие» уже нагреблись, а у остальных нет денег – всё потрачено на гречку и туалетную бумагу. Что касается защитных масок, то я своим менеджерам сказал: если они будут по адекватной цене – берите, если нет – то лучше пусть их не будет, чтобы меня не поносили в Фейсбуке, что я барыга.