Нищета в позолоте или как живется бездомным в Европе, Америке и в Украине

В нашем представлении рисуется такая картина: чем богаче та или иная страна, тем выше так называемый «индекс счастья» у ее граждан. Но на поверку это не совсем так. И в США, и в Японии, и в Австралии уровень жизни по всем показателям гораздо выше украинского, однако лица без определенного места жительства есть и там. Причем в количествах, нам нисколько не уступающим. В развитых государствах в процентном отношении не имеют крыши над головой, пожалуй, даже больше людей, чем в Украине. 

Другой вопрос, как относится власть и общество к бомжам в Европе или Северной Америке. Тут, конечно, сравнение явно не в нашу пользу получится. На Западе человек, его жизнь и основные права – высшие ценности. Даже если у него дыра в кармане и вошь на аркане. Точной цифры относительно числа бездомных на планете нет: она постоянно меняется. Но, по данным Всемирного банка на 2013 год, на Земле насчитывалось не менее 769 миллионов нищих. Впрочем, определение это расплывчатое. Где-то бедняку десяти долларов в день не хватает, а в Африке на эти деньги месяц прожить можно. Потребности у всех разные, равно как и условия бомжевания – в зависимости от страны обитания.

Американский расчет

Приюты для бездомных в США – не только не редкость, но и вполне привычное явление. В мегаполисах счет на них идет едва ли не на тысячи, в городах поменьше – на десятки и сотни. Тем не менее, разместить в ночлежках всех нуждающихся не получается: как говорится, «спрос» превышает предложение. Кроме того, некоторые приюты работают только по ночам, а днем американские бомжи слоняются вокруг них – к вящему негодованию жителей близлежащих кварталов, потому что криминогенная обстановка накаляется, не говоря уж об эстетической стороне вопроса.

А еще отдельные ночлежки улучшенного типа (что-то вроде гостиниц или хостелов) берут с бездомных деньги за проживание. Как это все же по-американски! Но следует знать, что власти США выделяют бомжам пособие в сумме 1200–1500 долларов ежемесячно, то есть они платежеспособны. Более того, многие из них работают и спокойно могут снимать себе жилье. Хотя – зачем, если куда выгоднее числиться бездомным и пользоваться благами от государства «на шару»? В специальных палаточных лагерях стоят телевизоры, компьютеры и другая техника, есть душ и удобные кровати. Чего рыпаться и забивать себе голову обычной жизнью – с ее налогами и прочими трудностями?

В США частично отменены законы о бродяжничестве, поскольку они противоречат Конституции в части прав и свобод личности. Но власть с явлением бомжевания все же борется: в частности, запрещает бездомным пользоваться парками в темное время суток, клянчить деньги. В парках или на автобусных остановках нет скамеек или же они снабжены подлокотниками, мешающими лечь. То есть борются, но гуманно. Вот в Канаде немного жестче: там уголовная ответственность существует за праздношатание, иными словами – тунеядство. Однако если человек не имеет дома, но законно зарабатывает на жизнь, он уже вполне уважаемый гражданин, на которого косо смотреть даже неприлично.

Равенство в натуре

В Европе к бездомным отношение также практически почтительное. Там понимают, что, пусти власти проблему на самотек, «полноценные» граждане могут попасть под конкретную раздачу: например, однозначно участятся ограбления, да и эпидемии разные никому не нужны. Поэтому бездомным помогают финансово, благотворительные организации в стороне не остаются – если есть необходимость, пролечивают своих подопечных от алко- и наркозависимости, освободившихся из тюрем старательно возвращают к жизни в социуме.

В Германии бездомным выдают удостоверения, по которым те бесплатно ездят в транспорте, питаются в общественных столовых, ночуют в метро и парках. Даже если у человека нет такой «корочки», ему не откажут в специальных ночлежках и кафе – правда, за плату, но очень умеренную. Кроме того, в Германии не запрещено попрошайничать, но местные бомжи делают это весьма учтиво и ненавязчиво. Интеллигенция, одним словом!

Во Франции бездомных называют «клошарами», и их там (благодаря «мудрой» миграционной политике властей) становится больше год от года. Бомжей там можно увидеть буквально везде. Еду им дают бесплатно, кров в промозглые дни предоставляется – в общем, жить можно. В Израиле социальные работники также организовывают бездомным ночлег и питание. А в Великобритании государство и благотворители сообща решают проблему с бомжами. Там, помимо всего, есть закон: если без дома остается целая семья, ей обязаны предоставить бесплатное жилье, причем непременно в том же районе, в котором учатся дети. Вот это я понимаю – свобода, равенство и братство! Однако совсем не стимулирующие местных бомжей учиться или работать. Смысл, если и так на всем готовеньком живут…

Труд никто не отменял

В остальном мире (кроме почти повально нищей Африки) отношение к бездомным не менее уважительное или хотя бы не уничижительное. В Японии они не просят милостыню – наоборот, регулярно ходят на работу (!), но в силу обстоятельств живут в машинах или картонных коробках. Есть даже такие, кто сдает собственное жилье, а сами бродяжничают, но это, скорее, духовные искатели себя или истины. Что-то вроде бродячих философов. В Китае государство помогает бомжам с работой, обеспечивает едой, а иногда даже жилплощадь выделяет. Также к услугам бездомных – бесплатные помывочные пункты и кафе с ценами ниже некуда.

В Австралии процент бездомных не превышает 1% от всего населения, для них обустроена целая бесплатная сеть: парикмахерские, прачечные, кафе и ночлежки. Что касается более-менее развитых африканских стран, тут дело обстоит сложнее. Не имеющим крова тут помогают, но с меньшим рвением, чем в Европе или США. Примечательно, что многие семьи, допустим, в том же Марокко специально отправляют своих детей на улицу, потому что не могут их прокормить. В этом случае нагрузка ложится больше на плечи не государства, а благотворительных организаций.

«Закалка» в помощь

Словом, разношерстна жизнь бездомных на планете. Как видим, почти везде государства явление это не искореняют, а даже в какой-то степени ему потворствуют, обеспечивая бомжей кровом, питанием и снабжая пособием. А это, как ни крути, развращает. Правда, в Европе паразитирующие на всем и всюду мигранты начали теснить бездомных-«аборигенов», но с этим тамошние власти как-то справятся. А вот наших бомжей становится жаль: о них так, как на Западе, позаботиться некому. Разве что иногда «косточка» какая от благотворителей перепадет. В остальном же, увы, они предоставлены сами себе.

Хотя, возможно, украинцы в целом не так уж плохо живут? Если в США около 40 миллионов человек, то есть по факту каждый восьмой, находится за чертой бедности, то нам такая печальная статистика вроде бы только в кошмарах присниться может. Но, опять же, смотря что считать чертой бедности. В соответствии со стандартами ООН, в мире она установлена на уровне пять долларов в день. В Украине прожиточный минимум составляет 1,8 доллара в день, то есть почти в три раза меньше международных норм.

С другой стороны, нас же годами «закаляли» на государственном уровне: лишениями всякими, очередями, дефицитом, революциями, «догнать и обогнать», прочими методами тренировали силу воли и неуязвимость. Так что теперь украинцев просто так, голыми руками не возьмешь. Начни власть пособия выдавать, кормить, ночлег предоставлять – расслабимся. А этого допустить никак нельзя! По крайней мере, мне кажется, государство руководствуется именно такой логикой.

В тему:

Рай для бомжей

На Гавайских островах число бездомных в шесть раз больше, чем в среднем по остальным штатам США. А все потому, что местная власть выделяет на содержание каждого бродяги до 700 долларов. И прирост бомжей на Гавайях выше, чем естественный прирост населения. Плюс отличный климат, океан, курортная зона, богатые туристы – лепота, живи и радуйся. И тогда власть пошла на хитрость: каждому бездомному предлагается бесплатное путешествие в любую точку мира за казенный счет. С билетом в один конец. Воспользоваться этим шансом можно только один раз: если человек вернулся на острова, бесплатно он уже никуда не полетит. Поэтому местные бродяги не спешат покидать Гавайи, а насильно их выдворить оттуда все равно никто права не имеет.

Бездомная субкультура

В США есть такое понятие, как «хобо» или «вагабонды». Раньше так называли странствующих сезонных рабочих, которые передвигались по стране в или на железнодорожных вагонах. Кто-то проводил в таких скитаниях всю жизнь. Хобо брались за любую работу, попрошайничали и подворовывали. У них сложились собственные диалект и мода, появилась система знаков, которые служили для коммуникации: начертанные на видном месте, они давали «коллегам» наводку, то есть представление о данной местности. И сейчас хобо делятся информацией о бесплатном Wi-Fi и местах, куда магазины и рестораны выбрасывают просроченные продукты. Писатели Джек Лондон, Джек Керуак и Чарльз Буковски также вели жизнь хобо: путешествовали в товарняках и автостопом, подрабатывали, пропивали заработанное и двигались дальше. В кинематографе образ американского вагабонда наиболее ярко представлен Чарли Чаплином.