Если кто еще помнит, одной из идей Майдана было искоренение олигархов в Украине. Золотые унитазы и батоны сделали синонимом продукции промышленного производства. За последние четыре с половиной года страна потеряла и значительную долю ВВП, и целые наукоемкие производственные отрасли, спровоцировав, таким образом, и социальный кризис, и инфляцию, а вот теперь уже вплотную столкнувшись с проблемами латания дыр за счет бюджета и в пенсионных вопросах. Что заставляет вспомнить период, когда пенсию не платили вовсе. Вместе с водой наши правители выплеснули и ребенка.
Голодная ловушка
И расчищая путь иностранному капиталу за счет убиения собственной промышленности, провозгласили идею построения великой аграрной страны. К чему это может привести и каков мировой опыт организации высокопроизводительного сельского хозяйства?
В любой стране и всегда в таких случаях первыми разрабатывались лучшие почвы и месторождения. Но так как всякая почва и сырье исчерпываемы, а поддерживать прежний уровень дохода нужно обязательно (а лучше и увеличивать его), со временем переходят на места похуже, с более высокими издержками и меньшей отдачей. Этот экстенсивный, а по своей сути тупиковый путь ведет в никуда, конкретнее – к кризису, когда вложения бизнеса в сельское хозяйство превышают доходы. По имени английского экономиста Томаса Мальтуса (1766-1834 гг.) это называется мальтузианской ловушкой. Так обстояло дело практически со всеми государствами, которые ставили во главу угла аграрную политику. В них мальтузианские кризисы регулярно приводили к голодному вымиранию части населения.
Вместе с тем цивилизованный мир научился преодолевать эту ловушку. Однако позволяется это делать лишь отдельным, специально избранным странам. Вспомним, из чего возникло чудо роста Южной Кореи (ее в качестве реципиента избрали, по всей видимости, чтобы доказать преимущества капиталистического образа жизни перед социалистическим). Сегодня трудно поверить, но до середины 60-х годов прошлого века государство Сомали выглядело лучше Южной Кореи. Но вдруг (!) она берет на вооружение индустриальный путь развития* и вырывается вперед в сельском хозяйстве, сырье и дешевой рабочей силе, а Сомали продолжает выхолащивать свои земли. Здесь наглядно проявилось важнейшее различие.
С одной стороны, как упомянуто выше, сырьевая специализация, ведущая к монокультурному образу хозяйствования, неизбежной тяжелой конкуренции с другими странами (экспортерами сырья) и долгосрочно понижающейся отдаче. С другой стороны – переход к новым отраслям с повышенной отдачей, то есть инновационной промышленности с применением передовых высоких технологий и усложненному разделению труда. Это путь не простого количественного роста, а качественного развития.
Мировой капитал просто вложился в Южную Корею, позволив народиться там очагу благополучия. Точно так, как США после 1945 года поддержали не только павшую на колени Германию, но и всю Западную Европу, профинансировав ее по известному «плану Маршалла». Чудеса бывают только в сказках, миром правит капитал.
Колониальная «стрижка»
В Украину же вкладываться никто не собирается – для этого у западных вождей нет ни политических, ни экономических причин. Ибо наша родная ментальность под названием необузданная коррупция не дает никаких оснований для того, чтобы эти вложения окупились. Да и в целом в суровом западном мире капитала нет никакого свободного рынка, о котором нам вешали лапшу на уши родные украинские поводыри, а лишь строгий протекционизм для избранных и монополия власть имущих.
Вспомним Ирландию, некогда завоеванную англичанами. В течение столетий ей позволяли производить лишь необработанную шерсть и продовольствие. Это давало возможность англичанам использовать дешевые факторы производства. Метрополия сама перерабатывала шерсть (Ирландии воспрещалось) и продавала ее на внешние рынки, в частности на известные тогда мануфактуры Северной Италии и Фландрии. Запретительными пошлинами был обложен вывоз необработанной шерсти на европейский континент. Так английские купцы и корона защищали свой рынок, одновременно за большие деньги привлекая в страну лучших мастеровых ткачей или попросту подворовывая (или покупая) иностранные технологии.
Отмашка на кабалу
Однако ничто не бывает вечным. В начале 1980-х годов произошло «кельтское экономическое чудо», создавшее инновационный технологический сектор в Ирландии, ранее столетиями известной лишь своими зелеными лугами и дублинским пивом. Просто правительство страны перед лицом жестокого кризиса вынуждено было пойти на активную политику индустриализации путем поощрения технического образования и науки, а также привлечения в Ирландию своих высококвалифицированных эмигрантов, создав им особые условия для возвращения.
Украина сегодня очень похожа на ту закабаленную метрополией Ирландию, с которой стригут шерсть. Не нужно даже глубоко вникать в запретительные нормы по поставке наших товаров на рынки Европы согласно нормам ВТО и ассоциации с ЕС. Достаточно вспомнить о лесе-кругляке, который широким потоком контрабанды уходит за бугор, а также те усилия, которые прилагают наши западные партнеры, чтобы этот процесс легализовать. Ну, за пуд верблюжьих колючек – то есть несколько сот миллионов долларов, которые нам дадут в качестве кредита(!), если Верховная Рада такой закон примет. А еще вспомним о янтаре, на котором наживаются наши «бизнесмены» из парламента вкупе с коррумпированными чиновниками. Исходя из тенденций организации процессов в Украине, экономического чуда сродни кельтскому или южнокорейскому нам ждать как минимум пару столетий.
Источник: Пресс-центр