Для чего получают высшее образование? Не будем здесь рассуждать о меркантильных интересах, связанных с корочкой диплома и карьерным ростом. Поговорим лишь о ценности получения высоких знаний.
По сути, людей, получивших «вышку», можно разделить на две категории. Первая – это, собственно, квалифицированные специалисты – либо работающие в дальнейшем по профессии, либо занимающиеся наукой. У них ум сам по себе устроен так, что мыслят они вполне конкретными категориями и не выходят (далеко, по крайней мере) за очертанный круг системных знаний, полученных в вузе. Для организации повседневной жизни в рамках вполне конкретного государства, социума это просто здорово: чем больше таких людей, тем здоровее, прогрессивнее и культурнее данное общество.
Другая категория выпускников вузов очень быстро перестает применять вполне конкретные профессиональные знания, полученные в течение учебы, и занимается иной деятельностью. Ее коротко можно охарактеризовать одним выражением: организация жизни общества. Того самого, в котором ведущую роль играют как раз их коллеги, ставшие профессионалами своего дела, толкающие вперед науку и развивающие культурологические системы. Политики, философы, общественные деятели etc – это все они. И нет смысла говорить о том, какая из этих двух категорий важнее, ведь они вполне композиционно дополняют друг друга.
Раскачка базиса
Сегодня очевидца тенденция к нарушению этой гармонии. Причину изменения коротко можно охарактеризовать так: первые слишком далеко продвинулись, а вторые слишком много узнали. А так как обе категории высокообразованных – назовем их так – являются лишь надстройкой в системе организации мирового сообщества, то базис забеспокоился.
Материальной частью мира владеют совсем иные люди. Безусловно, в подавляющем большинстве своем высокообразованные, но в данном случае не этот аспект является основополагающим.
Владение вполне конкретными большими материальными ценностями предполагает и добротную охрану от посягательств на них. И до тех пор, пока продвижение вперед науки и совершенствование основ организации общества работало лишь на пользу умножению и сохранению капитала, беспокойства не возникало. Однако проблемы начались, когда наука сильно расширила горизонты – это произошло примерно в 60-е годы ХХ века, а общественная мысль и либеральные воззрения проросли так глубоко благодаря в том числе глобализации, что раскачали уже и устойчивую прежде основу базиса. Подавление левого движения, разрушение внесистемной советской империи, вынос производств в третьи страны для рассеивания уже образованного (в том числе и от слова образование) и сплоченного пролетариата – это все следствие обеспокоенности центров мирового влияния за свое будущее.
Ущербная модель
Но оказалось, что все это не решает проблемы, знание – все-таки сила, которая может сильно изменить мир. И сегодня идет конкретное наступление на знания. Хотя понятие «сегодня» – это далеко не так. Это мы, славяне, живя в еще не до конца разрушенном гармоничном и нравственном мире, только сейчас стали это ощущать. Системное понижение уровня знаний наших детей, которое аукнется, уж простите, дебилизацией общества через десяток-другой лет, у нас только начинается.
Обеспокоенность нынешних наших власть имущих, что ребенок слишком переутомляется в школе и поэтому его нужно меньше напрягать, приведет просто к сокращению ума наших чад. А забота о том, чтобы ущербные дети, которые сегодня получают поддержку от государства в специализированных интернатах и школах, быстрее социализировались и для этого нужно их отправить в обычные школы, приведет к понижению уровня знаний в начальной школе. Ведь любой преподаватель в классе, по любому предмету ориентирован на то, чтобы знания получали все, и самые слабые в том числе. Именно на них и будут рассчитаны школьные программы. А проиграют лучшие и средние ученики.
В высших учебных заведениях вполне легально предполагается, что знания можно купить. Это вполне успешно делают сами студенты – не понимая, естественно, что не только не получают необходимых в дальнейшем в жизни знаний и навыков, но и деградируют морально.
Именно эта двуединая задача – уменьшение количества знаний и убиение морали – на Западе культивируется давно. Рок, секс, наркотики – эти «ценности», внедренные в западное общество еще в 60-е годы прошлого века, уже разрушили их умы и мораль. Сегодня это широко прорастает и у нас. Впрочем, все как в обыденной жизни: умные люди нигде не в почете. Глупые им завидуют, богатые – боятся. И понимание этих процессов той частью надстройки, которая занимается организацией общества, ничего не значит. Ибо системный капиталоемкий базис сделал ставку на деградацию науки и общества в целом, и сворачивать с этого пути не собирается.
Артем Очаков, Press-Center