Создатель и главный редактор одного из популярных запорожских интернет-изданий «ZаБор» и одноимённого городского форума Константин Алексеенко – личность известная, и в особом представлении не нуждается. Помимо красного диплома по специальности «журналистика» у него есть ещё и медицинское образование. Поэтому нам интересно было пообщаться с Константином, как человеком, держащим, как и многие журналисты, руку на пульсе происходящего.
— Мы сейчас беседуем в непростое время. Хотелось бы поговорить о ситуации в нашем городе. Ты, как журналист, постоянно находишься в гуще событий. Как считаешь – адекватно ли встретил наш город эту угрозу, которая охватила весь мир? Как оцениваешь реакцию городской и областной власти на все эти события?
— Об этом можно судить, если сравнивать происходящее в других городах с Запорожьем. Например, в Днепре мэр Филатов стал «фигурой №1» — все внимательно смотрят, какие решения он принимает, также очень активен Кернес в Харькове. Что касается Запорожья, то я не пойму, что мешает Буряку (который так весело проводит сессии горсовета) стать лидером мнений. Например, я считаю, что решение по закрытию рынков было неправильным, как и закрытие киосков-сеток с овощами и фруктами. По поводу транспорта – это было решение Кабмина, поэтому мэрия вряд ли что-то могла сделать. Но они в то же время должны были хотя бы договариваться с маршрутчиками, многие из которых сейчас прекратили работать. Утром на общественный транспорт – очереди и после 19 часов уже невозможно никуда уехать. Все понимают, что владельцы маршруток хотят заработать, и кататься просто так, даже не в убыток, а по себестоимости они не будут. Городская власть должна была с ними вести диалог, предлагать какие-то преференции в будущем тем, кто согласится сегодня обеспечивать жизнедеятельность города. Сейчас просто невозможно никуда уехать – это просто абсурд.
— Многие знают, что ты перенес онкозаболевание, и преодолел этот недуг. Очень многие переживали за тебя и читали твои посты в Фейсбуке об этом. Как журналист и как гражданин, ты прочувствовал на себе нашу медицину. Как считаешь, в данный момент наши больницы, наши медики смогут выдержать надвигающуюся угрозу?
— Если у нас повторится ситуация, как в Италии – у нас будет хаос. Я не уверен, что мы справимся так эффективно. У нас ликвидировали СЭС. Я когда-то работал в этой структуре, я по первому образованию медик. Мне тогда казалось, что эта структура раздута, и её надо сократить минимум вдвое. Но ликвидировать её совсем – это было неправильное решение. Сейчас бывшая СЭС разделена на две структуры: Госпродпотребслужба и Лабораторный центр. При этом на всю Запорожскую область работает всего две структуры, которые находятся в Запорожье. А в городах области вообще ничего нет. И даже в Запорожье штат медиков максимально сокращен. Чем вообще думали люди, которые всё это ликвидировали?
— Мы все вместе, включая тебя, создали группу «Запорожье антивирусное»: она есть в Фейсбуке, Телеграме, Инстаграме, Вайбере. Туда присоединилось очень большое количество людей. Я заметил, что твоя жена разместила там объявление, что она шьёт защитные маски. С чем это связано, она ведь, насколько известно, не швея по профессии.
— Да, она не швея, она занимается организацией праздников и мероприятий. А еще она пишет стихи и сказки, иллюстрирует их и мечтает издавать книги, быть детским писателем . Но в то же время шитьё у неё всегда было увлечением. Она шила для себя, для друзей куклы, реквизит для аниматоров. Сейчас организация праздников стала временно неактуальной. Жена пошила несколько масок для нас, об этом узнали знакомые и попросили пошить и для них. Вышли на нее медики, попросили сшить «усиленные» маски (больше марли, дополнительный слой ткани), что она сделала. И сейчас она помогает и медработникам, и тем, кто обращается.
— Как ты считаешь, должны ли власти контролировать ситуацию с торговыми наценками на маски, дезинфицирующими средствами?
— Я отслеживал ситуацию с масками. Изначально их продавали в розницу по 1.50 грн. Опт был, скорее всего, копеек 45-50. И когда в самом начале эпидемии мне сказали, что маски были по 15 грн, но их нет – мне стало не смешно. Мы делали материал о том, как женщина продавала на улице маски заводского производства по 20 грн. То есть их скупили в аптеках и теперь спекулируют. Я считаю, за такими моментами власть должна следить и не допускать этого.
— Многие народные депутаты от правящей партии предрекают Украине скорый дефолт. По твоему мнению, этот прогноз реален?
— Ну, нам уже не в первый раз обещают дефолт. Но по сравнению с соседней страной, где рубль падает быстрее, чем гривна, я не думаю, что у нас всё так плохо. Курс доллара уже стабилизировался. Думаю, до дефолта не дойдёт.
— Как тебе то, что творится сейчас в супермаркетах? Я имею в виду цены, которые растут каждый день, несоблюдение карантинных норм и прочее?
— В чрезвычайной ситуации государство должно брать на себя управляющую функцию, и диктовать свои условия торговым сетям. Я не понимаю, зачем городская власть заявляла, что будет контролировать цены, если они не могут этого делать? Они делали это для самопиара, надеясь, что цены не будут расти? Но логично же было предположить, что если закрыть рынки – то цены в супермаркетах вырастут. Теперь я вижу, как торговцы в онлайне торгуют картошкой по 17 гривен, апеллируя тем, что такая же цена в АТБ. Поэтому, пока не заработает живой рынок, и не появится живая конкуренция – будет происходить такое. Но здесь уже государство должно регулировать и принимать решение, наказывать спекулянтов, пусть это даже будут супермаркеты.
— Как ты относишься к утверждению, что запорожцы настолько «закалены» нашей экологической ситуацией, что их организмы более стойкие к короновирусу?
— Это просто шутка. Люди пытаются посмеяться, чтобы сбить тревогу. На самом деле наша экология, конечно же, организм не укрепляет. Люди реально испуганы. Порой идёшь по улице – и не видно ни души, Запорожье как будто превратился в город постапокалипсиса. Вообще, люди разбились на две крайности. Одни заявляют: «нам всё врут, никакого вируса нет, это всё придумали американцы (китайцы, олигархи, представители одной национальности)». Вторая крайность: «мы все умрём, надо всё опрыскать, дышать через противогаз». Лично я не понимаю заявлений, что людям нельзя выезжать на Хортицу. В чём логика? Человек приехал на своей машине, на природу, на открытый воздух – в чём тут преступление?
— Как карантин изменил жизнь твоей семьи?
— У нас есть знакомые в Италии. Там реально ситуация пугающая. Мы для себя приняли решение, что мы надеваем маски, выходя на улицу. Не потому, что мы считаем, что она стопроцентно защитит. Я считаю, что если бы маски надели все – то инфекция перестала бы распространяться. Первое, что нужно было сделать – это ввести масочный режим. Город, который заявляет о том, что выделяет на борьбу с вирусом 100 миллионов, должен был в первую очередь закупить маски, и раздавать их бесплатно в супермаркетах, например. Вот сейчас сделали «час для пенсионеров». Пенсионеры решили, что в этот час для них будут скидки, и огромной толпой рванули в супермаркеты. В итоге категория людей, которая наиболее уязвима перед коронавирусом, скопилась в большом количестве в закрытом помещении, где вообще не было дезинфицирующих средств на входе, подвергая себя опасности. Кстати, пенсионеры зачастую ходят без масок.
— Как думаешь, когда в Запорожье наступит пик заболеваемости коронавирусом?
— Думаю, через неделю-две. В Италии эпидемия до сих пор идёт по нарастающей. И мы до сих пор принимаем людей, которые приезжают. Я только что ехал в лифте с человеком, который приехал из Европы. У моего знакомого в Мелитополе только что вернулся из Италии брат. Я спрашиваю – как он? Отвечает – да нормально, он у нас, сидим сейчас, выпиваем, дезинфицируемся, так сказать. Насморка у него почти нет. Я слушаю это и думаю – вы же взрослые люди, что вы делаете?! И как им объяснишь про самоизоляцию, если они не понимают простых вещей? Поэтому людей, которые приезжают из-за границы, надо принудительно сажать на 2 недели в карантин. Пока этого не будет – ситуация будет опасной.
— Что бы ты хотел сказать запорожцам, которые уверены, что эпидемия обойдёт их стороной?
— Я призываю всех выполнять эти простые правила – носить маски, мыть руки, пользоваться дезсредствами. Но в то же время не доходить до дикости и фанатизма, когда люди пишут в комментариях, что надо сжигать вернувшихся заробитчан. И не доводить ситуацию до маразма. Я сегодня подошёл к киоску, и меня попытались опрыскать дезсредством. Я желаю, чтобы вся эта кутерьма закончилась без летальных исходов, чтобы все заболевшие выздоровели, чтобы заработал снова бизнес, и чтобы летом мы все поехали на отдых, потому что нам всем нужен нормальный, полноценный отдых на свежем воздухе!
Беседовал Юрий Хохлов