Успешный запорожский айтишник обвинил IT-компании Украины и Польши в безграмотности и жадности

Чтобы утолить жажду свободы и приключений, Михаил Якименко продал свой небольшой бизнес, превратил увлечение IT в прибыльное дело и отправился в путешествие. Работая программистом, он успел немало пожить в нескольких странах и теперь готов поделиться негативным опытом работы в Украине и Польше, а также рассказать, чем хороша Португалия для амбициозного IT-специалиста, в интервью Highloаd.

До IT я был ювелиром, затем занимался бизнесом

Разработчик Михаил Якименко

Разработчик Михаил Якименко

С молодости я пробовал себя в разных сферах, а программирование было как хобби, которое не получало развития. До IT я был ювелиром, затем занимался бизнесом — продажей драгоценных камней для компаний. Со временем мне это жутко надоело — работа была очень стрессовой, и я решил, что пора сделать из хобби нечто большее.

Увлечение IT началось с глубокого детства: помню, когда папа привез первый компьютер с Windows 95, которая устанавливалась с дискет. В школе ходил на кружок информатики — хотя занятия проходили за старыми смешными «Корветами», мне жутко нравилось.

Компьютер "Корвет", фото: Youtube

Компьютер “Корвет”, фото: YouTube

Решил переходить в IT в начале 2000-х: у меня уже был интернет, параллельно учил английский полным ходом. Сначала работал удаленно как фрилансер — искал заказы на англоязычных форумах, ведь тогда бирж фриланса еще толком не было. Затем в 2006 году решил устроиться в компанию в родном Запорожье. Но задержался я там ненадолго — мне не понравилось, и снова ушел во фриланс. Собрал небольшую команду разработчиков, брал заказы у иностранных компаний, и мы вместе работали над их выполнением.

Украинские аутсорс-компании — это галеры с рабами

Стек, с которым я работал, касается преимущественно фронтенда — UI, HTML, CSS. Я начинал карьеру в IT с того, что делал веб-дизайн в Photoshop, но мне нравилось копаться в HTML и CSS. В какой-то момент я решил, что мне этого недостаточно. Решил выучить PHP, но не выучил, потому что это ужас, а не язык (ИМХО). Учил другие — JavaScript, например.

Я понял, что работать в Украине мне тесно, практически сразу. Дважды был опыт работы с украинскими компаниями, и оба раза опыт неудачный. Больше повторять его не хочу. Пытался в этом году устроиться на работу в украинской компании, но, как показал даже сам процесс поиска вакансии, не стоило этого делать.

Украинские аутсорс-компании не разговаривают с разработчиками. Такое ощущение, что компания — это галера с рабами, где есть «погонщики», которые хлыстом тебя подгоняют. Некоторые рабы «бунтуют», цепью по морде могут дать, но тем не менее… Именно так выглядит украинский рынок IT.

Фото: Пикабу

Фото: Пикабу

Вдобавок ко всему, украинские IT-компании еще и жадные. Да, сейчас зарплаты в Украине выше, чем в Европе, но только из-за низких налоговых ставок. Когда ты приходишь трудоустраиваться в Украине, тебе буднично сообщают, что у тебя оплачиваемого больничного — четыре дня в год. В этот момент пробегает мысль: «Это как? Ребят, вы чего?». Для меня отсутствие больничных — бред, потому что человек никогда не знает, когда и как надолго он заболеет.

В Украине сплошная антисоциалка. До карантина работодатели рассказывали, мол, у нас классный офис, у нас плюшки, бухгалтер, но на самом деле это все настолько незначительно… Если человек начнет думать и сравнивать, он поймет, что любые бухгалтерские вопросы в других странах решаются очень просто без участия компании. Все плюшки украинских компаний несущественны, в остальном хорошего мало. Например, мне не нравится сменность проектов. Ты сидишь, сосредоточенно выполняешь свои задачи, внезапно тебе говорят: «Вот, тут новый проект, ты лучше будешь работать там». Это особенность аутсорсинга, которая бесит.

На собеседовании ожидания к тебе, будто ты выпускник КПИ — все знаешь

Еще один момент, который касается всей IT-индустрии, но в Украине проявляется особенно ярко — техническая безграмотность компаний. Ты приходишь на собеседование, и тут ожидания к тебе, будто ты выпускник КПИ (Киевский политехнический институт — прим.) — все знаешь.

Была забавная история на собеседовании в Одессе. Прихожу устраиваться JavaScript-разработчиком в DataArt — я был уже достаточно опытным специалистом. В итоге, директор с HR у меня спрашивали такие вещи, на которые я знал ответ, но не понимал, зачем они от меня вообще это требуют. «Ребята, это computer science, а не фронтенд. Чем я у вас в компании все-таки буду заниматься?», — говорил я.

Сейчас все меньше фулстек-разработчиков, больше узкоспециализированных специалистов. Такая тенденция наблюдается давно по всему миру. При этом в Украине распространена ситуация, когда приходит трудоустраиваться, например, бэкенд-разработчик, и у него спрашивают: «Как сделать такую штуку в CSS?». Да специалисты не могут знать и уметь абсолютно все! А вы спрашиваете об этом человека, который работает вообще с другим стеком.

Михаил Якименко

Михаил Якименко

Плюс сами процессы найма в Украине до смешного штампованные: обязательно тебе пишет девочка-рекрутер, будет вести непонятные разговоры ни о чем, потом тебе поступает немерено звонков, у тебя проверяют, знаешь ли ты английский язык (хотя я вообще не понимаю, как современный разработчик может обходиться без знания английского).

Так что жадность, безграмотность и сумасшедший поток — три вещи, из-за которых я не хочу работать в украинских IT-компаниях.

Собрал вещи и начал путешествовать по миру, работая удаленно

Я решил уехать: собрал вещи и начал путешествовать по миру, работая удаленно. Стран, куда ездил, было много — я был в Азии, поездил по Европе до свадьбы и после. Жизнь была настоящим приключением. Потому что IT — это свобода: тебе нужен только ноутбук, интернет и электричество. Я сейчас спокойно могу поехать работать хоть в зоопарк, где бегает куча животных, продают бургеры и есть обалденный Wi-Fi — лучше, чем у меня дома.

После рождения дочки переезжать с места на место стало сложнее. Еще когда жена была на сносях, мы с Филиппин вернулись в Украину. Родилась дочь на родине, и где-то год мы жили в Одессе, хотя понимали, что это временно и надо уезжать. Было несколько вариантов для переезда: США, Португалия, Ирландия и Польша. Впервые мы замахнулись на отъезд с целью надолго остаться в другой стране. Мы выбрали Польшу, потому что она рядом — можно чаще летать к родственникам, друзьям, близкий менталитет (как же я заблуждался!), страна в ЕС, то есть соблюдены все нормы для цивилизованной жизни.

Когда ехал в Польшу, хотел там открыть свою компанию, ведь у меня уже есть опыт ведения бизнеса. Но не тут-то было. В Польше можно удаленно работать на США и можно легализоваться (открыть юридическое лицо и платить налоги — прим.) , но это очень неудобный и сложный процесс. Все просчитал, что нужно для открытия компании… и передумал.

В Польше соблюдаются все социальные нормы и гарантии

Разработчик Михаил Якименко

Разработчик Михаил Якименко

Если сравнивать украинские и польские IT-компании, то разница очень большая. И Польша выигрывает. Первое, что хорошо: машина, за которой ты работаешь, на твой выбор. Нет такого, как в Украине: работай на том, что дали, и радуйся. Помню, в Svitla Systems, которая всегда работала удаленно, дали полуживой Acer и все — не было такого, что хочу MacBook и я его получаю.

Второе кардинальное отличие — в Польше работают законы, и тебя не смогут уволить, если ты заболел, например, что случается в Украине. Если есть еще и «Умова о праце» (Umowa o pracę — трудовой договор в Польше), то уволить тебя практически нереально, только если ты действительно очень плохой работник.

В Польше тебе не откажут в отпуске, если у тебя есть заработанное право отдохнуть. Там соблюдаются все социальные нормы и социальные гарантии. Доходит до того, что в офис может нагрянуть проверка и сказать компании: «Знаете, у вас тут недостаточно освещено помещение». А если у работника, упаси бог, сломан стул, компания так влетит!

Во многих компаниях всегда есть пиво на вечер — после работы можно расслабиться в лаунж-зоне, съесть какие-то снеки. В Польше компании не так жадничают, как украинские. В Yggdrasil можно было написать: «Хочу завтракать йогуртами такой-то марки», и тебе его будут привозить бесплатно каждое утро, как привозят кучу фруктов, печенье и тому подобное.

Михаил Якименко

Михаил Якименко

Но есть и существенный минус — налоги в Польше достаточно высокие.

Без польского языка интегрироваться в коллектив и общество не выйдет

К сожалению, опыт работы в Польше был преимущественно негативным. Я жил в Кракове четыре года, работал в компаниях YggdrasilCisco — это яркие представители большинства IT-компаний в Польше, и еще было несколько мелких контрактов с другими компаниями. Компания Yggdrasil классная, хотя в ней работали странные польские сотрудники, но я даже с ними нашел общий язык.

В Польше трудность заключается в том, что тебе по приезду нужно сразу выучить язык. Без него интегрироваться в коллектив и общество не выйдет. Разговаривая по-английски, с поляками трудно сблизится: они язык учат, некоторые — знают нормально, но ментально не готовы на нем говорить, потому что очень любят польский.

Польский язык легкий и красивый, выучить его вообще-то не проблема. Когда начинаешь на нем говорить, для тебя все в этой стране преображается в лучшую сторону. А если завел дружеские отношения — тем более.

Фото Михаила Якименко

Фото Михаила Якименко

Приведу пример со времен работы в Yggdrasil. Там есть Java-программист — очень крутой, чуть ли не архитектор. Ему дали в работу проект, и он за неделю переписал то, что мы семь месяцев не могли отремонтировать. Но вот момент: семь месяцев мы пытаемся что-то сделать, я говорю разработчику: «Ты не прав, надо это делать вот так» и рассказываю. Он вроде слышит, понимает, но в голове у него ничего не задерживается. В общем, я потратил кучу времени, чтобы убедить специалиста в очевидных вещах, потому что он меня не понимает, не до конца мне доверяет, потому что я «в другой рубашке». Не потому, что у меня нет авторитета как у специалиста, а потому что не сдружились еще.

И так везде.  Говоришь, мол, Петрик, надо сделать технические вещи вот так, но только когда он сам до этого додумается через месяц, скажет: «А-а-а, да, ты вроде что-то такое мне говорил». Поляков нужно убеждать, с ними тяжело находить контакт.

В Польше сильно развито панибратство

Плохо то, что в Польше для иностранцев нет роста. Некоторым удается подняться по карьерной лестнице, но это единичные случаи. Чтобы вырасти, надо в церковь, наверное, с ними по воскресеньям ходить. У меня была возможность роста, но к тому моменту мне уже было не интересно.

Еще из наблюдений: многие украинцы и другие иностранцы привыкли работать на результат, а поляки, испанцы и бразильцы — нет. Они ленивые, на мой взгляд, у них не хватает мотивации работать хорошо. Живут себе, ходят на работу, ездят в отпуск раз в год.

Фото Михаила Якименко

Фото Михаила Якименко

Также в Польше сильно развито панибратство. Если ты подружился с менеджером, то у тебя все хорошо. Не подружился — хорошего не жди. Это разочаровывает, ведь на работе мы о профессиональных вещах говорим.

Если в польской компании будет выбор, кого повысить, выберут поляка, даже если украинец выкладывается на полную, а их соотечественник будет слабее. Не то, чтобы это проявление дискриминации — у них это просто получается у них непроизвольно. Когда работал в Cisco, наблюдал, как пару человек, которые в IT вообще ни в зуб ногой, чуть ли не через две недели после трудоустройств повышают. Это для меня было дико.

Приведу еще один жизненный пример об отношении поляков к иностранным коллегам. Недавно у меня было собеседование в польскую компанию — ребята сами меня нашли, потому что я забыл сменить геолокацию в LinkedIn на португальскую. Говорят: «Давай поработаем», и я согласился поговорить. В итоге рекрутер написал шефу, что я ему не давал слова сказать на собеседовании. Однако я все записывал на видео, дал посмотреть, а там — типично польская история: человек просто не слушает, не хочет меня слушать, не понимает. При том что я проходил интервью на польском.

Открывать фирму в Польше — не вариант

Польша хороша, если ты знаешь, что будешь работать на пятидневке, купишь дом в ипотеку, будешь ездить в отпуск раз в год и уверен, что сможешь легко интегрироваться в общество. Если хочется большего, тогда лучше выбрать другое место. Но Польша копирует все у Германии — там все урегулировано, сложно даже подработки иметь. Многие компании даже прописывают в контракте, что ты не имеешь права заниматься фрилансом по выходным.

В этой стране я столкнулся с дилеммой: хотел работать фрилансером и платить налоги, так как я честный человек, но куда девать деньги? Либо переводить в Украину «по-черному», либо в Польшу — задорого.

Фото Михаила Якименко

Фото Михаила Якименко

В Польше набирает популярность такое явление, как инкубаторы: инкубатор заключает договор с компанией, компания платит инкубатору, инкубатор — тебе. Все легально, четко и просто. Но с инкубаторами большая проблема, потому что они негибкие.

На фрилансе обычно я жил на контрактах — они краткосрочные, но всегда дорогие. Например, тебе платят 250 фунтов (9,5 тысяч грн) в день — это большие деньги, однако контракт длится всего три месяца. То есть ты заработал много денег, затем ищешь новый контракт. В случае с инкубаторами, так работать не получится: ты должен получать зарплату каждый месяц. А в реальности перерыв между контрактами может быть дольше.

Открывать фирму в Польше, чтобы работать фрилансером через юрлицо, — не вариант, заниматься предпринимательством я не могу, потому что не поляк — нужно около пяти лет в стране прожить, прежде чем открывать бизнес. Но и опыт работы в местных компаниях мне не понравился.

Были моменты, которые заставляли задуматься о переезде

Когда ехал в Польшу, очень хотел найти инвесторов и открыть здесь IT-бизнес. В реальности же столкнулся с многочисленными проблемами в реализации задумки, и я не мог это вытянуть. Однако решение отложить идею на попозже и пойти работать в компанию по найму было ошибкой. Я ходил на работу, мы с семьей вели типично европейскую жизнь — в выходные с женой ездили в горы, ходили в кафе с друзьями. Вроде и нормально, но чувствуешь себя, как белка в колесе.

Михаила Якименко с дочерью, архивное фото героя

Михаила Якименко с дочерью, архивное фото героя

Мне хотелось большего. Но в IT-индустрии в Польше много проблем: например, чтобы вырасти в финансовом плане или продвинуться по карьерной лестнице, нужно сменить компанию. По-другому редко получается.

Были и другие моменты, которые заставляли задуматься о переезде. Первое — то, что в Кракове не было выхода к морю, рядом с которым я привык жить с детства. Второе — в Польше меньше свободы действий для программиста, то есть сложно подрабатывать, сложно открыть фирму и так далее. И, конечно, высокие налоги. Смотришь на зарплату — вроде классная, а после уплаты налогов становится грустно. В Европе есть страны, где существует баланс доходов и налогов, но это не Польша.

В целом, это неплохая страна. В быту жители Польши очень хороши: в больших городах продвинутое общество, везде порядок. Но не в работе. Так я четыре года прожил там, проработал в местных компаниях и однажды сказал себе: «С меня хватит ленивых поляков. Пора уезжать».