В свои 25 лет бердянец Олесь Лабур сделал впечатляющую карьеру: в 14 он с отличием окончил Бердянскую музыкальную школу, а в 19 — играл в Заслуженном академическом симфоническом оркестре Укррадио. С 23 лет музыкант работает в Национальном Президентском оркестре. Причём изначально никто и не думал, что юный скрипач вскоре станет профессиональным контрабасистом и даже создаст квартет, который будет покорять столичную публику своим мастерством. О стремительном развитии и нелёгком труде музыкантов Олесь рассказал читателям «Бердянских ведомостей».
—?Олесь, с чего началось твоё увлечение музыкой?
—?В шесть лет мама привела меня в музыкальную школу. Начальное музыкальное образование у нас в семье получают все дети (всего в семье пятеро детей). Моим преподавателем по классу скрипки была Елена Владимировна Хведелидзе, которая преподаёт и по сей день. Именно она привила мне любовь к искусству. В составе различных ансамблей и сольно принимал участие в конкурсах, фестивалях и городских концертах. Играл в ансамбле под руководством Вячеслава Самойлова, где попробовал исполнять джазовую музыку. Скрипка отлично вписалась в джазовый коллектив наряду с саксофонами и ударными.
—?Как считаешь, насколько важно сегодня музыкальное образование для детей? Стоит ли их заставлять учить «скучные» гаммы и этюды?
—?Это индивидуально: всё зависит от мотивации ребёнка и таланта преподавателя. Но музыкальная школа даёт возможность ученикам не только овладеть необходимыми знаниями и умениями. Начальное музыкальное развитие очень важно для формирования аналитического мышления и эстетического вкуса. Ведь выпускник музыкальной школы не обязан стать профессиональным музыкантом, но у него автоматически формируются те навыки, которые обязательно в жизни пригодятся.
—?А как ты «пришёл» к контрабасу?
—?Это произошло случайно, когда мы с семьёй приехали в Киев. Мне было 14 лет. Тогда в Киеве проходил концерт Пола Маккартни, шёл сильный ливень… Мы случайно узнали, что проводится прослушивание в какую?то музыкальную школу. Тогда мы ещё не знали, что речь шла об одной из самых сильных музыкальных школ постсоветского пространства — специализированной музыкальной школе-интернате имени Н.?В. Лысенко (в народе — «десятилетка»). Также мы не знали, что для поступления туда нужно было заранее приезжать на консультации. Мы просто пришли со скрипкой, и меня прослушали. А потом сказали: «Конечно, мальчик способный, но не хватает тех навыков, которые отрабатываются с более раннего возраста». Ведь скрипача, как и футболиста, выращивают. Например, моя жена — профессиональная скрипачка, она с пяти лет каждый день должна была по пять-шесть часов заниматься. Конечно, у меня был другой уровень, поэтому мне предложили обучение либо на альте, либо на контрабасе. А так как я уже был немного знаком с контрабасом по джазовому ансамблю (хотя бы знал, как он выглядит), выбрал этот инструмент. Можно сказать, что я тогда пошел на авантюру.
—?Таким образом, ты окунулся в профессиональный мир музыки сразу после седьмого класса?
—?Да, в Сырецком парке находятся три учебных заведения: музыкальная школа-интернат, художественная школа-интернат и хореографическое училище. В этом творческом мирке дети учатся и живут. Как выпускник музыкальной школы, учился в «десятилетке» четыре года.
—?И как давался такой непростой инструмент, как контрабас?
—?Сначала было сложно физически, ведь контрабас немного отличается размером от скрипки. Я попал в класс молодого педагога, прекрасного концертирующего музыканта — Андрея Мельника, для которого я был первым экспериментальным учеником. Потом в консерватории я учился уже у его отца — заслуженного артиста Украины, профессора Александра Иосифовича Мельника. Как говорится, был передан по наследству (улыбается). Именно он научил меня не просто играть на контрабасе, а быть контрабасистом. На втором курсе я уже официально устроился на работу в Заслуженный академический симфонический оркестр Украинского радио. А на пятом курсе прошел конкурс в Национальный Президентский оркестр, где работаю по сей день.
—?С первого прослушивания удалось попасть в Президентский оркестр?
—?Нет, со второго. За два месяца до события объявляется конкурс и собирается компетентная конкурсная комиссия. В конкурсный день нужно исполнить произведения из обязательной программы и дополнительные «оркестровые трудности» (то есть ответственные фрагменты из сложных симфонических произведений). На конкурс приезжает много желающих со всей Украины. Я пробовал играть конкурс в этот оркестр, ещё будучи студентом третьего курса, а окончательно остался после второй попытки.
Также я являюсь концертмейстером (руководителем) группы контрабасов. В каждом оркестре есть своя иерархия. Например, первый скрипач называется концертмейстером оркестра и является ответственным за звучание группы первых скрипок. И вот полтора года назад я прошёл такой конкурс и стал концертмейстером группы контрабасов.
—?А с кем был создан «Квартет контрабасистов Киева»?
—?«Квартет контрабасистов Киева» — это проект, который создан для себя и популяризации контрабаса как сольного инструмента. Он только снаружи большой и неуклюжий. Этот инструмент имеет самый большой диапазон звучания среди струнно-смычковых, поэтому может одновременно петь лирично, как сопрано, и неприветливо ворчать басом, а при игре пиццикато (игра щипком) он превращается в джазмена из кабака. Все это сподвигло нас с единомышленниками из топовых коллективов Киева на создание этого ансамбля. Сейчас ведется подготовка к следующему концерту.
—?Какие выступления были самыми памятными в твоей карьере?
—?На самом деле было много интересных событий. Президентский оркестр — это разноплановый коллектив, который занимается обслуживанием торжественных мероприятий в Киеве. Он универсальный: мы исполняем как классическую музыку на сцене филармонии, так и встречные марши на приемах высокого уровня. В составе фестивального международного оркестра «Young Euro Classic» был аншлаг в одном из лучших залов Берлина — Konzerthaus, овации не затихали на протяжении долгого времени после окончания выступления.
А в составе оркестра Укррадио я очень много гастролировал по странам Ближнего и Дальнего зарубежья. У нас было по пять-шесть выездов в год, и каждый год один месяц мы буквально жили в Италии. Несколько раз даже встречали Новый год в этой стране, иногда на сцене (шампанское открывали в антракте).
Ещё запомнились гастроли в Алжир. Там в столице всего одна приличная гостиница, и приезд артистов из Европы был для горожан событием. После концерта классической музыки исполнители выходили со сцены как рок-звёзды, все вокруг просили автографы, узнавали на улицах.
—?Не секрет, что многие спортсмены и музыканты воспринимают Украину как стартовую площадку для дальнейшей работы за границей. Есть планы выехать из страны?
—?Есть планы развиваться, потому что музыкант должен развиваться ежедневно. И мне не хочется уезжать, потому что интересно что?то сделать в родной стране. А выехать всегда можно, ведь наш музыкант за границей в почёте.
—?Какую музыку тебе больше всего нравится играть?
—?Я работаю в жанре классической (академической) музыки, и она для меня более светлая и более правильная. Но это не только старые заезженные произведения, сейчас есть много современных композиторов, которые пишут множество новой академической музыки. Постоянно изобретаются новые исполнительские приемы, музыка не стоит на месте. Люблю Девятую симфонию Бетховена «Ода к радости» — это одно из немногочисленных соло для моего инструмента.
—?А что любишь слушать?
—?Всё. Если это хорошая музыка, то я не делю её на жанры.
—?Расскажи о своей семье.
—?С будущей женой мы учились в «десятилетке», но отношения завязались в более зрелом возрасте. Мы вместе работали в оркестре Укррадио и теперь работаем в Президентском оркестре. Как я и говорил, она скрипачка. Свадьбу сыграли летом, 5 июля. Несмотря на то, что у нас музыкальная семья, дома мы стараемся отдохнуть от музыки, так что с соседями у нас хорошие отношения.
—?Уже привозил жену в Бердянск?
—?Конечно! Мне хотелось бы бывать тут чаще, но этим летом не получилось. Хотя до этого я и жену, и тёщу привозил в Бердянск. Когда мы приезжаем, то занимаемся виндсёрфингом на косе, жена уже делает успехи.
—?Кто тебя ждёт в родном городе?
—?У меня в Бердянске живёт бабушка по маминой линии, бабушка с дедушкой по папиной линии и отец. Остальные члены семьи живут в Австрии. Когда я приезжаю в Бердянск, останавливаюсь в нашем доме на Тищенко.
Кстати, у меня много лет зреет идея дать концерт в Бердянске. Но это в будущем. А сейчас очень хочется хорошо делать свою работу — чтобы люди от неё кайфовали.
Источник: «Про Бердянск»