В Азовском море хотят опреснять воду, чтобы избавиться от медуз

Прошлое лето запомнилось жителям и гостям Бердянского района засильем медуз у побережья. Такая ситуация повторяется уже не первый год — с тех пор, как зимы стали мягче и в море перестал устанавливаться ледяной покров. Нынешняя зима уже дошла до середины, но надежды, что мороз помешает медузам размножиться, маловато — ни Бердянский залив, ни море еще не замерзали, сообщает pro.berdiansk.

Следующий серьезный фактор, влияющий на численность медуз — соленость воды. Как сообщила руководитель морской гидрометеостанции Светлана Стулень, на протяжении последнего десятилетия уровень солености неуклонно возрастал, и в настоящее время средняя соленость воды колеблется от 14,94 до 14,45 промилле. Такие условия очень подошли медузам вида корнерот. Но для людей купаться в сплошном жалящем желе оказалось неприемлемо — курортный сезон во всей акватории Азовского моря был на грани срыва. Сейчас в море живых медуз нет, сообщил СМИ Леонид Изергин, директор Института рыбного хозяйства и экологии моря. Но будущим летом история повторится снова.

Руководство области уже озаботилось проблемой, сообщил 12 января председатель комиссии областного совета по вопросам Азовского побережья Олег Чернов:

— Проблема з медузам б’є по курортному бізнесу, це серйозно вплине на економічний стан міста, на людей, які живуть з сезонних заробітків. Ми вже зібрали інформацію щодо перспектив вирішення цієї проблеми, почули пропозиції тут, на місцях, і сподіваюсь, що зможемо донести про це на рівень обласної ради.

Областная комиссия по решению проблемных вопросов на Азовском побережье разработала ряд рекомендаций. Среди них — проект по опреснению Азовского моря. По мнению специалистов, уровень солености в море можно скорректировать. Сейчас пресной воды в море поступает значительно меньше, чем десятилетия назад. Причина этого то, что степные реки заиливаются и обезвоживаются из-за хозяйственной деятельности. Если очистить малые и средние реки области и ликвидировать незаконные застройки русел рек, запруды и прочее, можно будет восстановить приток пресной воды таким естественным образом. Также рассматривается возможность сброса пресной воды из Каховского водохранилища в Молочный лиман, сообщающийся с морем.

Сама по себе идея расчистки рек — весьма своевременная и положительная мера, подтверждает директор Приазовского национального парка Дмитрий Воловик. Но сможет ли она стать спасением от медуз, и как скоро — предстоит выяснить:

— Годовой баланс вброса речной воды в Азовское море составлял в год 3,1 километров кубических. Из-за снижения количества атмосферных осадков и установки незаконных дамб на малых реках, приток воды стал намного меньше. К тому же, значительное количество воды с поверхности моря летом испаряется, тем самым повышая концентрацию соли. Даже если после расчистки рек медузы не исчезнут полностью, возобновление притока пресной воды принесет благотворный эффект всему региону: это смягчит климат, положительно отразится на экологии края, на рыбном хозяйстве. Но уровень солености в море вряд ли удастся снизить в один момент, хотя я могу и ошибаться.

Приазовье считалось маловодным регионом еще во времена Советского Союза, на 1 км здесь приходится 400 метров ручьев — это самая засушливая зона, где земледелие признается рискованным, — отмечает Дмитрий Воловик. Внесла свой вклад в создание критической ситуации и Россия — реки Дон и Кубань перекрыты водохранилищами.

— Сейчас наши агрессивные соседи уже достраивают третий гидроузел на Кубани, у них будет водохранилище с пресной водой, — прокомментировал Дмитрий Воловик. — А в Азовское море приток пресной воды станет еще меньше. И проблемы курортов Приазовья, связанные с медузами, наших соседей не волнуют, у них есть свои туристические магниты. Поэтому этот вопрос, помимо всего, политический.

В любом случае, решение проблемы займет не один день. Учитывая это, на базах отдыха, где позволяет место, по всему побережью отельеры уже начали строить искусственные бассейны, чтобы не лишать отдыхающих морских купаний.