Сегодня, 31 марта в Запорожском областном совете состоялось экстренное совещание с участием главы ОГА, руководителей депутатских фракций и главврачей медицинских учреждений области. Речь шла о катастрофическом в буквальном смысле слова положении дел с лечебными учреждениями, на которые сейчас возлагается задача борьбы с наступающей пандемией. Как оказалось, областная власть фактически «умыла руки» и не сделала ничего для финансирования больниц, которые с завтрашнего дня могут оказаться парализованы по финансовым причинам.
Глава фракции Радикальной партии Олега Ляшко, депутат Запорожского областного совета Юрий Ружин выступил по этому поводу с экстренным заявлением. Его позицию разделяет весь депутатский корпус облсовета. Приводим заявление Юрия Ружина полностью.
Уважаемые земляки, запорожцы!
Я только что вышел с заседания согласительного совета в Запорожском областном совете с участием всех главных врачей основных медицинских учреждений Запорожской области.
Сегодня меня как никогда переполняет много отрицательных эмоций. Как в старой поговорке: «знание приумножает скорбь». Хочу вам рассказать вкратце, что происходит, и чего ждать жителям Запорожья и области в ближайшие дни и недели (не говоря уже про месяцы).
Только что собрались главы фракций с требованием провести внеочередную сессию облсовета с целью перераспределения финансов с некоторых программ облсовета (по строительству и т.п.) в пользу медицины.
Назову некоторые цифры, которые сегодня озвучивались главврачами больниц, губернатором и его первым замом.
Дефицит бюджета по медицине только по медучреждениям, подчинённым запорожскому облсовету (не говоря о местных и городских больницах) – 400 миллионов гривен.
Областная больница – минус 50 миллионов. Областной психоневрологический диспансер – мину 50 миллионов, тубдиспансер – минус 50 миллионов.
Сегодня не финансируется судмедэкспертиза, туберкулезные диспансеры – не финансируется ничего!
Что касается реформы здравоохранения. Когда её проводили – озвучивались совсем другие цифры. Говорилось о том, что Национальная служба здоровья будет иметь бюджет 5% от ВВП. На самом деле бюджетирование прошлого года, когда бюджет формировался уже монобольшинством «слуг народа», этот показатель был уменьшен до 2,7%.
Что происходило дальше. Январь, февраль, март – в мире бушует пандемия. Она разворачивается в тех странах, чья система здравоохранения взята за основу нашей, украинской, которая не работает. Это Америка, страны Европы, которые признали, что их система здравоохранения не готова к таким вызовам.
Что происходит дальше. Многие депутаты Верховной Рады подают обращения о том, что надо бы реформу здравоохранения немного отодвинуть, сместить её строки, пересмотреть. Но комитет по здравоохранению (во всех комитетах сегодня большинство – из фракции «Слуга народа») большинством голосов отменяет законопроект о переносе медреформы.
Что получает с 1 апреля запорожская медицина? С этого дня ни одна больница не сможет содержать себя в том формате, в каком они были раньше. И это – во время пандемии!
Сегодня мой коллега Геннадий Фукс, который находится в больнице с коронавирусной инфекцией, прислал сообщение: «Ребята, делайте что угодно, потому что в областной инфекционной больнице нет младшего медперсонала, нет врачей! На отделение реанимации в областной инфекционной больнице есть только один врач!»
И это только маленькие эпизоды, которые демонстрируют – что начнётся завтра при массовом поступлении больных.
Сегодня выступал главврач областной клинической больницы Игорь Шишка. Из 1870 человек, работавших ещё месяц назад, осталось 1650, и из них 500 человек отправлены в неоплачиваемые отпуска. Это в основном младший медперсонал, который, возможно, из этих отпусков не вернётся.
Ещё один момент. Уже бывший министр здравоохранения Емец отменил все плановые операции. Но мы должны понимать, что в бюджет каждой больницы заложены поступления от показателей плановых операций, количества больных и так далее. То есть мы должны понимать, что бюджет каждой больницы не получит от Национальной службы здоровья Украины ещё десятки миллионов гривен. Как сегодня сказал один из главврачей, если завтра мы не сможем обслуживать больных инфарктом, травмированных, онкологических – то коронавирус нам покажется цветочками.
Сегодня губернатор и его зам сказали, что из недостающих 400 миллионов мы можем дать, остановив стройки и всё, что можно – только 110 миллионов. То есть в бюджете Запорожской области нет трёхсот миллионов для финансирования медицины! Нет денег на оплату врачей, лекарства, коммунальные услуги.
В этой ситуации государство должно давать субвенции. И вот мы ждём эти субвенции. Сегодня ночью, как мы знаем, были приняты очень важные вопросы – продажа земли, «антиколомойский» закон. Но где вопрос медицины, секвестра бюджета, поддержки медиков во время пандемии? Наоборот, мы медицину уничтожаем. Уничтожает конкретно Кабинет Министров и Верховная Рада Украины.
Сегодня мы, депутаты, задали губернатору простой вопрос, и попросили на него ответить: или Виталий Викторович остаётся с запорожцами, и вместе с запорожцами (и депутаты готовы его поддержать) ставит жёсткие условия Кабмину, президенту, Верховной раде о том, что если не будут выслана «медицинская» субвенция, то здесь начнётся катастрофа и геноцид. Или же Виталий Викторович уходит в отставку, уступив место другому менеджеру.
Или есть третий вариант. Когда-то областной совет передал облгосадминистрации часть своих полномочий для улучшения управления финансами и коммунальными учреждениями. Если в течение недели местной и центральной властью не будет принято решение о субвенции областного бюджета для медицины, чтобы мы могли нормально содержать наши коммунальные медучреждения, чтобы они могли оказывать во время пандемии помощь запорожцам – то мы будем рассматривать вопрос передачи этих полномочий обратно областному совету.
Это не «жажда власти», а способ решения проблемы. Сегодня губернатор очень оторван от запорожцев и приближен к Офису президента, и не может отрицать те указания, которые оттуда поступают. А областной совет более приближен к жителям Запорожья и области, и к местным проблемам.
Надеюсь, что мы вместе в этот непростой момент всё-таки сможем решить эти вопросы с наименьшими потерями для всех.