Запорожский журналист Богдан Василенко поинтересовался — как охраняется наша «стройка века», и готова ли стройплощадка к возобновлению работ? Дальше — впечатления автора от первого лица.
Если кому интересно, то стройплощадки на запорожских мостах уже нет. Разворовано все: до нуля вынесена начинка механизмов – включая высотный кран на пилоне; порезана техника – экскаваторы и плавучие краны; уничтожены несколько больших понтонов – остальные потихоньку тонут; угнан транспорт – например, грузовая «ГАЗель» и автобус; сняты бетонные плиты, на которых стояли бытовки и ездила тяжелая техника – после дождя здесь теперь и танк не пройдет.
Что касается оставшегося… Неоднократно доводилось слышать (в том числе – от специалистов-мостостроевцев), что две бетонные опоры через Новый Днепр уже начали рассыпаться, а основание пилона – потрескалось. В щелях конструкции прорастают деревья, еще год-два – и они корнями развалят то, что пока целое.
Возможно, еще не успели продать дорогущие стальные канаты-ванты, на которых и должен был держаться основной пролет моста. Но даже если так, то хранили их уже десятилетие под открытым небом (стройплощадка в районе Кривой Бухты), в жару и в мороз. Для сравнения – по «Дискавери» недавно крутили фильм о постройке большого моста в Южной Корее. На ту стройку ванты привезли чуть не стерильными, обернутыми целлофаном. И главный инженер стройки очень ругал одного рабочего, который немного поцарапал вант ножичком, снимая целлофан. У нас – если таки хватит смелости/дурости эти канаты установить – ванты придется наждаком отскребать. Будут ли они после такой «обработки» держать многотонную конструкцию – вопрос спорный.
При этом мосты продолжают разбирать и сегодня, прямо среди бела дня. Делают это какие-то молодые люди в спортивных костюмах, которые прячут от журналистов лица и отказываются назвать хотя бы фамилию.
Городские и областные власти по поводу мостового дерибана или отмалчиваются, или заверяют: «все хорошо, прекрасная маркиза», или кивают на полицию. И кивают, надо сказать, неспроста.
Неделю назад я отследил путь одной груженой бетонными блоками фуры от стройплощадки на мостах до выезда из города. Там оставил грузовик на попечение прибывшей полиции из райотдела. Ребята обещали мне не отпускать ни водителя, ни груз. Но слова своего не сдержали.
В ответе на информационный запрос областной главк проинформировал, что за последние два месяца полицией задержан только один грузовик с порезанными мостовыми металлоконструкциями. Следствие по которому передано… районным участковым. Да уж, перспективы дела – радужные.
А как же отслеженные мной бетонные плиты? Или порезанный экскаватор? Или остальные грузовики и краны, вывозившие последние месяцы со стройплощадки все, что можно продать?
Нет их. Площадка разворована под чистую, а воров – нет.
Тем временем нам рассказывают, что стоимость переходов может достигнуть миллиарда долларов (это, на секундочку, цена постройки двух новых мостов, подобных нашему). Или что проблема только в проекте, который нужно переработать (чего уже пару лет не могут сделать – якобы проектантов не находили).
Но, глядя на эти грабёж и гниение (и безразличие к ним властей), мне все больше кажется, что моста – по крайней мере, в этом виде – Запорожье уже не дождется.
Потому что с живыми проектами так не обращаются.
Источник: Гвозди