Есть ли разница: запорожский журналист проанализировал новогодний «манифест» президента

Новогоднее поздравление украинцев президента Владимира Зеленского стало одной из самых обсуждаемых тем наступившего 2020 года. И сторонники, и противники главы государства не смогли остаться равнодушными и «разобрали» буквально по фразам речь президента Украины. Не стали исключением и запорожцы. Один из лучших «разборов» новогодней речи Зеленского сделал главный редактор информационного портала «Время новостей» Константин Кулаков. Публикуем его рассуждения на эту тему.

Вместо анализа новогоднего обращения Зеленского многочисленные несимпатики Зе предлагают нам эмоции — «есть разница» уже мем. Я не согласен с теми, кто говорит, что спичрайтерам Зе нужно поставить двойку за это обращение, наоборот — оно очень емкое и концептуальное, отвечает на главный вопрос: «Куда идешь, Украина?»

Если кратко, то обращение Зеленского четко манифестирует всем нам поворот от попытки построить государство на идеях этнического национализма к новому подходу, где главным будет территориальный патриотизм и гражданственность.

А теперь по порядку. Следующая мысль не моя, но ее разделяю. Кроме экономического и политического кризиса, перед Украиной стоит намного больший вызов — это кризис идентификации. Через него прошли все постсоветские государства ранее. Прибалитийские страны, в силу своего сравнительно небольшого размера, сплоченности, которую им подарили двадцать лет государственного строительства между двумя мировыми войнами, сделали однозначный выбор, устремившись на Запад, авторитарная Средняя Азия и Белорусь попали в орбиту России. Хотя, есть акценты в виде Казахстана и Белоруси, которые пытаются лавировать между Китаем, РФ и ЕС.

Молдова, Грузия, а теперь уже и Украина, оказались на растяжке между Западом и Востоком. Надо отдать должное мудрому руководству из бывшей партномеклатуры, пришедшей к власти в Украине в 1991 году. Они, как могли, два десятилетия оттягивали этот самый кризис самоидентификации.

Но две революции, которые мы называем майданами, и последующая война уже не дают уходить от ответа на вопрос: «Кто мы?». С него Зеленский и начинает свою речь.

В действительности, ответ на него миллионы украинцев дают разный. Дают этот ответ на разных языках. Сейчас не о том плохо это или хорошо. Это факт. Факт, от которого нам не удастся прятаться. Схематично команда Зеленского перечисляет эти украинские, подчеркиваю(!), украинские идентификации — бандеровец, малорос, ватник. Да, в нашей стране миллионы людей верят, что именно идеи этнического национализма, символом которых сегодня является Степан Бандера, единственно правильный выбор. Но также миллионы украинцев, да-да именно украинцев связывают свое прошлое и настоящее с Россией, СНГ, советским наследием. Условной серединой между ними — «болото» или «малоросы», а я б сказал, консервативное большинство, которому чужд этнический радикализм, но которые однозначно «за Украину».

Попытки «перевоспитать» постсовок, ватников, малоросов — называйте как хотите — своего результата не достигли. Точно также, как не достигли своей цели сверхусилия советской власти по искоренению греко-католической церкви в Галичине. И сегодня каждое вокресенье люди Львова или Тернополя идут в церковь. Это реальность Западной Украины. Поэтому запрет на проведение в Черновцах любых акций связанных с ЛГБТ, чему очень возмущалась одна очень демократическая сокира, это срез тамошнего консервативного общественного мнения.

А киевляне, члены Демсокиры, наверняка, скажут «Какая разница, какой ориентации человек, лишь бы он был достойным человеком!».

Буквально, тоже самое сегодня говорит Зеленский. Первое, он признает, что в украинском обществе существуют разные этнополитические идентичности. Три главных я перечислил. Также он перечисляет более мелкие, с демографическоой точки зрения, идентификации — мусульманин, заробитчанин, иудей («тот, кто ничего не делает в субботу»).

Наверное, впервые за всю новейшую историю Украины поздравление полиязычное. В основном, на украинском и русском, но также есть вкрапления на крымско-татарском и венгерском (?). Таким образом действующая власть, пожалуй впервые, признает фактическую двуязычность страны. Всем этим языкам и идентичностям новая власть предлагает «мир» и «уважение» (повагу). Хотя акцент делается все же на сохранении государственного статуса украинского — «бо це нормально знати державну мову».

Это серьезнейший поворот от декларирования моноэтничности Украины к признанию ее полиэтничности, отказ от попыток проведения политики плавильного котла и переход к политике мультикультности. Речь не только о русском. Зеленский заявил, что вполне нормально сохранять крымско-татарский в Гурзуфе, венгерский в Берегово и русский в Краматорске.

Какую объединительную идею для этих кусков и кусочков полиэтнической, поликультурной и полирелигиозной мозаики предлагает команда Зеленского?

Уважение к отличиям, государственный, а не этнический патриотизм, достижение всеобщего экономического благоденствия, как долгосрочная цель государственной политики.

Нет ничего нового в мире подлунном. Точно также польские монархи гарантировали гонимым по всей Европе евреям уважение к их отличиям, чтобы они приезжали и поднимали экономику их страны. Точно также Екатерина Вторая, чтобы заселить сравнительно безлюдные степи Причерноморья, гарантировала на два столетия (!) налоговые льготы, освобождение от воинской повинности и свободу вероисповедания меннонитам. Точно также Америка на заре своей истории, обращалась к многочисленным европейским пуританам, евреям, ко многим другим: «Придите ко мне все гонимые». И они приходили, и сделали эту страну мировым лидером.

По всей видимости, из американского (а может даже, древнеримского) опыта взята идея спортивного патриотизма. Вы же обратили внимание, что кроме Хомчака, все остальные фигуранты обращения — певцы и спортсмены. Люди разного социального происхождения в Риме и в современных США приходят на стадион. Говорят, что именно спорт таким образом играет важную роль в единении всех страт американского общества.

Сегодня, когда упомянутые идентичности украинцев по разному смотрят на прошлое, настоящее, а может, и будущее Украины. Когда сплавить их в единый бетон за 30 лет не получилось, альтернатив немного — либо распад Украины на несколько (десятков) государств, либо поиск объединяющего фактора. Одни из немногих это музыка и спорт. Зеленский не случайно упоминает Евро-2012. Ведь оно проходило и в Донецке, и во Львове.

Еще один очень характерный прием — отсылка к архетипичным вехам жизни каждого человека. Не украинца, а уже человека — рождение, любовь и зачатие (не важно под каким памятником мы назначаем свидание), смерть (кресты наших солдат). Этот набор образов очень сильный и подчеркивает сказанное выше. Нас не так уж много объединяет, поэтому образы взяты не из истории, а именно архетипичные, характерные для биосоциальной жизни каждого человека, независимо от национальности. Почему так? Потому что «бандеровец», «ватник» и «малорос» знают и про битву под Крутами, и про индустриализацию, и про форсирование Днепра, и про битву под Бродами или на горе Маковка, и про Бандеру, и про Петлюру, но оценивают их по разному. Иногда совершенно по разному. Все фейсбуксрачи вокруг этих персон и событий яркое тому подтверждение. Какой выход? Первый и он провалился — попытка одной части Украины «перевоспитать» другую. Второй — распад страны, не воспринимающей другую ее часть. Третий — и президент идет по нему — поиск символов, объединяющих все три идентичности.

Поэтому не военные победы, а спортивные, поэтому культура, а не политика. Поэтому на бирке новорожденного фамилия кинематографиста «Довженко». Его уважают во Львове, и в Донецке нет на него аллергии.

Фактически мы присутствуем при историческом перевыпуске обновленной идеи соборности, приверженность к которой подчеркивается словами «От Киева до Симферополя», а значит — Крым не сливают. Политическая элита страны, уверен, понимает, что через несколько лет полуостров не вернуть. Возможно, это произойдет через 10 лет или даже 110 лет. Зеленский четко показывает, что по вопросу Крыма готов играть «в долгую».

В вопросе сохранения единства нашей страны я однозначный союзник нашему президенту. Он, еще больше чем его предшественник, нуждается в поддержке. Кризис легитимности власти, государственных институтов Украины, никуда не делся. Поэтому каждый демонстративный фак Зе, это фак долгосрочному будущему Украины. С такими людьми мне не по пути.

Обнадеживает, что на фоне фейсбучной истерики обе стороны — и Зе и По — все же протягивают руки, если не друг другу лично, то сторонникам друг друга. В своем поздравлении пятый президент Украины сказал, что не важно, кто за кого голосовал. Де-факто тоже самое сказал Зеленский.

Значит, надежда остается.

Константин Кулаков