Слово – не воробей: цитаты иностранных дипломатов об Украине

Сегодня украинский вопрос является ключевым на международной арене. Вооруженный конфликт на Донбассе – стратегически важный момент для всего мира, а поведение России по отношению украинских политзаключенных показывает всю демократичность одного из самых влияющих государств. Стоит отметить и роль иностранных дипломатов  в решении проблем Украины, среди которых та же война на востоке, беженцы, реформы. Очевидно, что взаимопомощь между нашей страной и другими государствами неоценима. Журналисты MOST собрали наиболее яркие выражения влиятельных политиков, которые в нескольких словах характеризуют  международные отношения Украины.

Дональд Трамп – Президент США

«Мне не нравится то, что происходит в Украине. Но это проблема, которая касается Европы гораздо больше, чем нас. Поэтому они должны взять на себя часть ответственности».

Такие слова произнес Дональд Трамп еще в роли кандидата на пост главы США в 2015 году. Вряд ли теперь кто-нибудь вспомнит или поверит в них после очевидной материальной помощи США украинской армии. В одном из интервью зарубежным СМИ действующий президент Америки, как это бывает в лучших традициях предвыборной гонки, прокритиковал деятельность Барака Обамы – предыдущего президента США. В частности Трамп не мог не зацепить тему российско-американских отношений и роли Украины в них. Тогда же на вопрос о вступление Украины в НАТО он ответил безразличием. Через несколько недель (вероятно, после существенной критики со стороны экспертов) Дональд Трамп объяснил свои слова (или поменял точку зрения) недостаточной поддержкой как со стороны Европы, так и со стороны США.

Ангела Меркель – канцлер Германии

«Мы сегодня поговорим и о возможности учреждения ООНовской миссии, которая смогла бы играть свою роль в мирном процессе. Германия готова здесь нести ответственность», – отметила она.

Новой точкой отсчета в немецко-украинских дипломатических отношениях и вооруженном конфликте на Донбассе можно считать решение правительства Германии. Впервые об этом в мире стало известно после переговоров Меркель с Путиным 18 августа 2018 года. Канцлер Германии анонсировала перед встречей тему обсуждения украинского вопроса, а именно – введение миротворцев ООН по всей зоне ООС и по российско-украинской границе в том числе. Их планируется наделить широкими, «полицейскими» правами: контроль над ведением боя, выявление нарушителей. Для этого на территории конфликта будет действовать международная администрация. Очень важно, что иностранные дипломаты заговорили об ответственности. Ведь это свидетельство более серьезного вмешательства в решение главной украинской проблемы.

Правительство России было против такой инициативы. В особенности их беспокоила столь большая территория контроля ООН и функции миротворцев. Кремль предполагал лишь охрану миссии ОБСЕ и то – на линии разграничения конфликта. Однако 5 сентября стало известно о том, что Россия согласна на миротворческую миссию, но своего решения насчет территории не меняет.

Слова Ангелы Меркель становятся более актуальными после сообщения о ее предстоящем визите в Украину. По словам Порошенко, канцлер Германии приедет в ноябре этого года. Возможно, тема миротворцев станет ключевой в переговорах лидеров двух стран.

Александр Лукашенко – Президент Беларуси

«Если Украина будет в НАТО – другая ситуация. Если не будет в НАТО, но там возобладают слишком националистические тенденции с ориентацией «воевать со всеми», то это третья ситуация, еще более сложная. Я часто россиянам говорю, которые боятся, что Украина станет натовской, что, может быть, придут времена, когда мы будем радоваться, что Украина в НАТО, а не стала каким-то бандитским государством, где будут отдельные бандформирования и группировки».

Такими словами охарактеризовал президент Беларуси Александр Лукашенко свое видении ситуации в Украине. Наверно нет в мире подобной нейтральной позиции по поводу украинского вопроса, какая есть у Беларуси.

Казалось бы, у общего соседа двух враждующих государств должно сложиться определенное мнение касаемо этого вопроса.  Однако в своих дальнейших заявлениях и интервью становится заметным, что Лукашенко избегает называть вещи своими именами. Во всех бедах он винит непорядочных политиков, войны народов не видит, против НАТО ничего не имеет.

Тереза Мэй – Премьер –министр Великобритании

«Мы продолжаем поддерживать Украину, суверенитет и территориальную целостность Украины и Грузии, и мы поддерживаем украинское правительство многими способами. Но мы также признаем необходимость реформ в Украине. Мы хотим видеть полное выполнение Минских соглашений. И именно потому, что они не выполняются, мы продолжаем поддерживать Евросоюз в санкциях, введенных против России в ответ на захват Крыма».

Такое заявление сделала Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в июле этого года.

В последнее время британская сторона принимает антироссийскую позицию наиболее яро уже исходя из собственных интересов. Дипломатические отношения между Великобританией и Россией заметно обострились после отравления экс-сотрудника ГРУ Сергей Скрыпаля и его дочери Юлии в Лондоне. После этого столица Британии приняла решение выслать российских дипломатов. На что российская сторона ответила тем же.

На поддержке Украины данная ситуация пока существенно не сказалась. Британия, как и раньше, требует от Украины проведения запланированных реформ. Самые главные из них – создание прозрачной системы финансирования, ликвидация коррупции, обновление законодательной базы.

Витольд Ващиковский – экс-глава МИД Польши

«Да, мы сжимали зубы, поскольку учитывая нашу военно-политическую доктрину и безопасность хранения независимой Украины является бесценным. Однако мы признали, что нас используют, что Украина достаточно беззаботно смотрит на эту проблему и выходит из расчета, что мы безусловно будем поддерживать безопасность и независимость Украины, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем – исторических или образовательных «.

С таким заявлением в прошлом году выступил экс-глава МИД Польши Витольд Ващиковский. С 2015 года украино-польские отношения оставляют желать лучшего. Главным «яблоком раздора» стало историческое прошлое. Со стороны Польши – закон о криминальной ответственности за «бандеровскую» идеологию. Со стороны Украины – закон о памяти участников борьбы за независимость Украины 20 века. Долго дискутировали на темы «Волынской резни», национализации, памяти героев… Поведение Ващиковского – самая яркая иллюстрация к этому. Во время визита во Львов он отказался посещать музей оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого». Далее в прессе появилась его критика действий украинской власти (которая к этому не привыкла).

Уже летом этого года вице-премьер Украины Павел Розенко сообщил о нормализации отношений между Украиной и Польшей и отсутствии проблем. К слову, Витольда Ващиковского в начале 2018 года уволили.

Источник: MOST