За гранью выживания: как живут запорожские пенсионеры

То, как выживают простые украинские пенсионеры, уже давно находится за гранью понимания как отечественных, так и зарубежных экспертов. Из-за резкой девальвации гривны, непрекращающегося роста тарифов на коммунальные услуги, товары первой необходимости, продукты питания и так далее, те, кто своим трудом прославлял свою некогда огромную и процветающую страну, сегодня оказались за гранью выживания.

С хлебом насущным вроде бы все понятно… Но, не приведи господь, если у вас имеются проблемы со здоровьем. В этом случае о помощи государства, наверное, лучше совсем не вспоминать. Ибо вам непременно скажут, что денежного довольствия, которое вы имеете в данный момент, больше, чем достаточно.

Неизвестно, как бы выживали такие люди, если бы с ними рядом не было тех, кто неравнодушен к чужим проблемам. Людей, ставящих во главу угла не собственный пиар, а возможность помочь ближнему. К их числу принадлежит генеральный директор корпорации «Керамист», известный меценат и благотворитель Дмитрий Зусманович. Об участии, которое он принимает в судьбе простого запорожского пенсионера Савелия Демьяновича Чонгова, наверное, следовало бы написать отдельную статью. Впрочем, обо всем по порядку.

История Савелия Чонгова похожа на тысячи, если не миллионы подобных историй. Когда-то он занимал весьма важную должность, но новое время расставило иные приоритеты. Из-за плачевного состояния здоровья Савелий Демьянович вынужден выживать, а не жить. Он обратился к нам с просьбой рассказать на страницах газеты о своей непростой жизненной ситуации.

– По сравнению с людьми, которые получают минимальную пенсию, моя, наверное, не так уж и мала  – около 4 тыс. грн, – рассказал он. – Все дело в том, что в свое время я перенес обширный инфаркт с клинической смертью. Только на последних секундах врачам удалось «запустить» мое сердце. Сегодня у меня на руках внушительный перечень лекарств, которые я обязан принимать ежедневно. Если я не буду этого делать, не буду жить.

По словам пенсионера, только одно из этих жизненно необходимых лекарств – Ксарелто (Ривароксабан) стоит около двух с половиной тысяч гривен. Что уж говорить об остальных…

– Когда, бывая в соответствующих инстанциях,  я завожу речь о том, что моей пенсии мне недостает, чтобы заплатить по чеку в аптеке, мне возражают: «Так вы же получаете лекарства в рамках государственной программы «Доступні ліки»!» Формально получаю, да. Однако, например, за пять месяцев текущего года я получал по такому рецепту только один из нужных мне препаратов – Артогель, другой – Бисопрол, не получал ни разу. В результате был вынужден покупать все за собственные деньги, – констатирует наш собеседник.

–Это очень серьезный вопрос. Если бы передо мной стояла необходимость только покупать лекарства, наверное, я бы смирился с этим фактом. Но как быть с коммунальными услугами, цены на которые постоянно растут? Если в прошлом году я получал 3998 гривен пенсии, в этом мне добавили аж 20 гривен, – рассказывает Савелий Демьянович.

–Мой трудовой стаж насчитывает свыше пятидесяти лет. Должность, которую я занимал – главный товаровед при республиканской базе «Укроптгалантерея». Шестьдесят пять предприятий Запорожской области, которые призводили товары народного потребления, находились в моем ведении. Я корректировал для них как годичные, так и пятилетние планы, технологические условия и так далее. Много это или мало? Считаю, что вполне достаточно для того, чтобы получать более-менее достойную пенсию, – говорит Савелий Чонгов.

– Но, как известно, проблемы никогда не ходят в одиночку. «У моей супруги аналогичное положение. Ее пенсия составляет 2050 гривен. Однако везде, во всех государственных институциях, складывая мою и ее пенсию, говорят следующее: «У вас выходит в среднем по три тысячи гривен на человека, мы помочь вам ничем не можем. Что же получается? Мне 82 года. Но, выходит, в таком возрасте, по понятиям наших власть имущих, человек уже не должен жить? Я уже не говорю о том, что мне нужны капли для поддержания зрения, слуха. Плюс ко всему у меня больная щитовидка, которую нужно регулярно обследовать», – делится пенсионер.

Савелий Демьянович специально подсчитал свои доходы за 4 месяца 2018 года. «Они не увеличились! – отмечает он. – За этот период я потратил на лекарства 14238 гривен. Но при этом надо же как-то жить, что-то кушать… Сейчас мой рацион – литр молока на три дня. Утром я ем кашу. На обед суп с хлебом, который готовит жена. Может быть какой-то гарнир. Вечером – стакан кефира. О том как выглядит мясное – забыли вовсе!»

Показателен опыт общения Савелия Чонгова с сотрудниками Управления труда и социальной защиты. По большому счету, наш герой так  нигде и не встретил должного понимания.

–  Они посмотрели данные в компьютере и отказали, т.к. недавно мне была выделена помощь в сумме три тысячи гривен. Больше они не выделяют. Я не раз говорил чиновникам: «Объясните, как мне жить?» Подготовил все необходимые документы, но опять-таки получил отказ. Такой шаг мотивировали не только отсутствием средств в областном бюджете на данные цели, но и тем, что я будто бы не подал полный пакет документов.  Принесли мои документы – они в полном порядке. У них только одно объяснение – «Вы не один!» – сообщил наш визави.

– Знаете, если бы я был один, наверное, все было бы гораздо проще. Надеюсь, в Украине нашлись бы неравнодушные люди, которые захотели бы мне помочь. Что тут скажешь, ситуация неприятная, – отмечает мужчина.

Впрочем, как рассказывает Савелий Демьянович Чонгов, мир все же не без добрых людей.

– Когда я еще работал, мы часто общались с Дмитрием Зусмановичем – генеральным директором корпорации «Керамист», широко известным в нашем городе меценатом.  В последний раз мы встречались в мае. Я готовился к встрече пятнадцать дней, но при личной встрече так и не смог попросить его о помощи, язык не повернулся. Однако Дмитрий Маркович очень тонкий и умный человек. Через несколько дней мне позвонил его советник Александр Карчевский. Он подробно расспросил меня о том, как живу. Сказал, что Дмитрий Маркович мне обязательно поможет. Так и произошло. Я глубоко признателен Дмитрию Зусмановичу за то, что он помог мне. Только получив помощь от корпорации «Керамист» и департамента соцзащиты горсовета, мы с женой начали понемногу оплачивать «коммуналку». До этого мы просто не могли себе этого позволить. К сожалению, моя жизнь, как и многих других пенсионеров, безрадостна, – рассказал в завершение нашей беседы Савелий Чонгов.

Наверняка, найдутся те, кто скажет: «Неужели у пенсионера нет детей? А если есть, почему они не помогают отцу и матери?» На эти вопросы Савелий Демьянович отвечает так: «Да, у меня есть две дочери, внучка и внуки. Но ни я, ни жена, не хотим быть для них обузой. Дай Бог, чтобы они были в состоянии сами  решать свои собственные проблемы», – говорит пенсионер.

Подводя черту, отметим следующее. Уровень развития любого государства определяется его отношением к пенсионерам. Увы, в Украине дела с этим обстоят не лучшим образом. Разумеется, такие неравнодушные и сопереживающие люди, как генеральный директор корпорации «Керамист» Дмитрий Зусманович, даже если очень сильно захотят, в одиночку не смогут изменить государственную политику. Однако, может быть, чиновникам стоит определиться, что лучше? С точностью до буквы выполнять то, что предписывают директивы, или своей работой помочь хотя бы одному конкретному человеку? Если выбор будет сделан в пользу общечеловеческих ценностей, жизнь каждого из нас точно изменится к лучшему. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Источник: Андрей Ахтанин для «Пресс-центра»