Hand made уже давно занял место в наших сердцах. Любоваться авторскими изделиями, выполненными из различных материалов, стало привычным для нас делом, и мы доросли до того уровня, когда нас вряд ли чем-то можно удивить. Но, как оказалось, творческое поприще – безгранично. И в городе есть мастера, которые являются в «поле» изделий, сделанных собственными руками, глотком свежего воздуха. Историей одного из таких мастеров, привнёсших в наш город новую страницу творчества, сайт «ВМЕСТЕ» и поделится.
Татьяна Испандярова на протяжении всей своей жизни с творчеством на «ты». Но не так давно запорожанка открыла для себе совершенно новое увлечение, ради которого готова проводить целые ночи без сна. Сейчас её работами в технике lampwork можно любоваться на различных городских мероприятиях, выставках. О том, как Татьяна пришла к этому виду творчества, что для этого необходимо и возможно ли на этом построить бизнес, мастерица рассказала в своей истории.
О знакомстве с техникой и начале творческого пути
Лампворк — художественная обработка стекла, в процессе которого мастера создают бусины. В основе данного процесса лежат сложные химические и физические процессы, результатом которых становятся завораживающей красоты изделия, которые могут иметь вид как классической бусины разной геометрической формы, так и причудливых фигурных изделий с конкретным силуэтом.
Основными материалами в работе становится стекло определённой мягкости и горелка, пламенем которого плавится основной материал. Бусины создаются путём накрутки расплавленного стекла на специальную спицу. После создания заготовки, её декорирования, элемент отправляется на несколько часов в специальную печь, где стекло «доходит», крепнет и превращается в готовый продукт.
Я с детства люблю блестящие вещи, и меня завораживает момент создания каких-то красивых уникальных изделия. Когда ещё по ламповым телевизорам крутили киножурналы, где показывали именно процесс изготовления – горячая сталь, производство украшений, всегда с огромным удовольствием смотрела на это. И, наверное, оно на уровне подсознания отложилось, что именно такие процессы, где что-то гибкое, тягучее, плавкое в конечном счёте приобретает какую-то конкретную твердую крепкую форму, меня приводят в восторг. А тут я осознаю, что у меня есть возможность делать это своими собственными руками, в домашних условиях.
Уже сейчас я понимаю, что это занятие со мной надолго. И всю жизнь я связана с творчеством – танцы, рисование. Участвовала в международных конкурсах восточного танца, когда была маленькой — занималась народными танцами. Но это в силу жизненных обстоятельств отходит на задний план, а к этому виду творчества пришла, наверное, каким-то эмпирическим путём. Даже не знаю, как. Просто на одном из мероприятий увидела мастера, который работал со стеклом. И я буквально зависла рядом с ним, наблюдая за его работой. И так меня это впечатлило, что я не могла оторвать взгляд от него, хотя уже нужно было уходить. Я заболела этим. И «болею» уже на протяжении 3 лет.
Больше полугода я собирала информацию о лампворке – как это работает, что для этого нужно, какая технология процесса. И, немного вникнув в саму суть этого творчества, начала двигаться в том направлению, чтоб стать его частью. Теперь я от этого оторваться не могу.
Поначалу было очень сложно преодолеть этот стереотип, что раз стекло – значит очень хрупкое. Сложно было привыкнуть к огню, всегда был страх, что что-то лопнет, разлетится. Горелки газовой больше года боялась. Но со временем эти моменты все до автоматизма дорабатываются. Если чувствуешь, что что-то может пойти не так – руки сами двигаются, ты всё выключаешь, откладываешь.
Первое изделие, которое я сделала, стало моим талисманом. Это маленькая бирюзовая бусинка, которую я всегда и везде ношу с собой.
О технологии, особенностях и сложностях
Конечно, самым главным в работе становится стекло. Его виды, мягкость, плавкость, цвета – во всём этом много особенностей, каких-то отличительных черт. Но в ходе работы я определила, с каким стеклом удобнее работать. И даже если оно где-то «хромает» по качеству, может разлететься. Но оно же такое красивое, такое удобное, и уже отказать себе не можешь. Хоть обязательные меры безопасности, те же очки защитные, использую обязательно, но без мелких травм, конечно, в процессе работы не обходится. Благо, ничего особо страшного и опасного не происходило.
Само стекло бывает разного происхождения. Есть боро-стекло, а есть кварцевое. Боро-стекло более плотное. Его используют для изготовления ювелирных изделий и украшений, но оно твёрже, у него другая температура плавления, и технология обработки для него другая. А кварцевое стекло – более мягкое, оно другое по составу и свойствам, температура плавления у него от 1200 градусов, и работать с ним в данном виде творчества удобнее. Цвет стеклу дают соли металлов, которые используются при его окрашивании. Поэтому изменить цвет стекла в домашних условиях, да даже если на каком-то более масштабном производстве – невозможно. Можно что-то попытаться «подправить», намешать. Но тогда цвет будет, во-первых, непредсказуемый, и вряд ли красивый. Поэтому сначала выбирается цвет стекла для изделия, а уже дальше можно играться, накладывать один цвет на другой.
Изделия из стекла обязательно нужно запекать в специальной муфельной печи. Если этого не сделать, то стекло поведёт себя как не до конца застывший лёд – сверху оно схватится, и будет крепким, а внутри останется мягким. В конечном счёте, изделие может попросту лопнуть.
В зависимости от сложности самого изделия и материала, используемого для его создания, время, затраченное на работу, будет совершенно разным. Если просто обычная гладкая бусинка, то на неё уйдёт минут 10-15. Но после этого её ещё ждет долгий процесс запекания в муфельной печи. Там она будет находиться порядка 8 часов при температуре около 540 градусов. Постепенно температура будет снижаться, и бусина как бы доходить. А более серьёзные бусины – конечно, намного дольше.
По такой технологии можно делать разные изделия, и по сложности, и по величине. Но, опять — таки. Для бусин большего размера нужно более серьёзное и мощное оборудование. То есть та же горелка должна быть на порядок мощнее.
Сами бусины, конечно же, тоже есть совершенно разные. Вот эти бусы – они из полых бусинок. Выдуваю их не я, а физика. Они наворачиваются специальным образом, после чего фактически «разбухают». Их, скажем так, особенность в том, что они легче обычных. Как бы, можно делать и обычные бусины, но изделия из них будут невероятно тяжёлыми, и их будет невозможно носить.
Для декора бусин используется всё тоже стекло. Оно дополнительными слоями наносится на уже готовые бусины в том виде и в таких формах, как я задумала. И тут можно экспериментировать. Я, допустим, могу смешивать несколько цветов в одном стрингере (стеклянная палочка, которая плавится горелкой и из которой создаётся изделие, — авт.) и уже этим украшать бусины. Всякие эмали, дробленое стекло – техник и методов декора масса, их ещё осваивать и осваивать. Частично, конечно, их уже знаю. Что-то сама придумала, внедрила, что-то в интернете подсмотрела, использовала. Ещё я использую серебро, сусальное золото. Не так давно начала с ним работать, но удивилась, какой удивительный эффект оно может дать.
В моей работе нет как таковых конкретных источников вдохновения. Идеи для нового изделия возникают в голове на основе всего пережитого за день. Эмоции от общения с людьми, где-то что-то увидела, услышала, заметила что-то необычное и красивое – так оно и проецируется уже в готовый продукт. Сейчас начала делать фигурные бусинки, такие, которые даже я сама за собой повторить уже не могу. В процессе создания фигурных бусин чаще всего прибегаю к animal-тематике. Очень люблю животных, и делать бусины в виде слонов, собачек – всегда интересно и приятно. Каждое изделие, которое я делаю, я считаю своим лучшим. Но есть те изделия, которые можно «скопировать», повторить – где-то что-то увидел, понравилось, пришёл – попробовал сделать такое же. А есть вещи, которые я придумываю сама. И я всегда делаю только то, к чему располагает моё настроение. Без настроения вообще не могу работать. Не лежит в такие моменты душа к творчеству. Но когда я загораюсь, то пытаюсь сделать что-то уникальное.
Такие изделия, которые делаются из стекла, они на самом деле крепкие. Ну, это закалённое стекло. Его можно уронить и с ним ничего не будет. Мы на выставках даже проверяли это. Я ходила с браслетом, там много камней в нём, он громкий такой. Я снимаю этот браслет и бросаю на пол. И с ним ничего не происходило. Люди, конечно, от такого зрелища в шоке были, за сердце хватались. А родственники и друзья у меня носят с моими бусинами брелоки по многу лет, и ничего с ним не случается, даже царапин не видно визуально. Но если говорить о фигурных бусинках, где есть какие-то мелкие элементы, детали, то это будет, конечно, вести себя по-другому. Мелкие детали могут и отбиться. Такие украшения можно даже по наследству передавать, они не выцветают, не выгорают, и ухода за ними никакого специального не требуется.
Немало сложностей сейчас возникает с закупкой материала для лампворка. В Украине на данный момент это творчество не развито. На пальцах одной руки можно пересчитать мастеров по, и все друг друга знают, общаются между собой. Само направление просто новое само по себе. Хотя пошло это по миру знаете откуда? Лампворк – это бизнес американских домохозяек. Видимо, им было скучно, и они зародили такое движение. То есть само по себе направление очень молодое. И отклика нужного оно ещё не успело заработать. Из-за этого стекло чаще всего закупаю в совершенно разных местах. И чаще всего – с рук. Ну, к примеру, человек хотел начать заниматься чем-то подобным, затарился, а потом передумал, перегорел, и начал распродавать, допустим, то же самое стекло. Централизованной закупки в Украине не получится, это только заграницей – в Америке, Китае, Италии. Покупать у производителя – это очень дорого. Технику тоже покупала не новой. А некоторые инструменты даже не покупала, а просто адаптировала из обычных бытовых вещей в инвентарь для работы непосредственно со стеклом. Из «оригинального» инструмента – только сам материал, стекло, горелка для его плавки и муфельная печь. Всё остальное, чем я пользуюсь в работе, те же спицы, к примеру, я приспосабливаю сама для конкретно этих нужд. Это могут быть и какие-то вещи из сферы стоматологии, и из кондитерки.
О лэмпворке, как о бизнесе
Для меня это в первую очередь хобби. Об окупаемости речи не идёт. Я занимаюсь этим для себя, свои изделия дарю всем своим друзьям, знакомым. Сейчас мои украшения и аксессуары ходят по всей Украине и даже за её пределами. Я даже больше скажу. Вопрос об окупаемости изначально и не стоял. Это творчество для души, никак не бизнес, и вряд ли станет бизнесом для меня. Просьбы сделать что-то конкретное были. Люди обращались, говорят «Я хочу вот это/это/вот такое». Ты садишься, начинаешь что-то делать, пытаешься, но нет. Даже если мне миллионы будут обещать, не важно – заказ это, не заказ. Это творческая работа, я натура творческая, неприятно мне так работать, в таком режиме. Вот на уровне психологии не могу делать изделия на заказ и всё.
Конечно, я хожу на всякие выставки, там демонстрирую свои работы, и люди покупают. Прямо структуры цены нет. Ориентируюсь по ценам у других мастеров и ставлю свои. Но даже на стоимость расходников мы вряд ли выходим, не то, что прибыли получать. И я изготавливаю не столько сами аксессуары и украшения, сколько непосредственно их основу – бусины. Именно готовые украшения делаю, но совсем немного. Сделаю, к примеру, комплект бусин, и уже из них что-то могу собрать. Но от сбора украшения я получаю не то удовольствие, как от работы непосредственно со стеклом. Так что «поставить на производство» это творчество я пока не могу. Были предложения от мастеров, которые согласны сотрудничать и из моих бусин собирать изделия, но пока что я к этому не пришла. Не нашла ещё своего, видимо. И немаловажную роль играет вопрос покупательской способности. У нас народ просто не привык ещё к тому, что украшения могут быть не обязательно из драгоценных камней и дорогих металлов. Не могут пока люди свыкнуться с тем, что красивые украшения могут быть сделаны из обычного стекла. Может быть потом, когда-нибудь, на склоне лет я приду к тому, чтоб сделать лампворк своим основным родом деятельности. Но пока что – нет. У меня очень интересная работа, постоянные поездки, огромный круг общения.
Думала о том, чтоб начать проводить мастер-классы. Но сейчас это проблематично. В основном проблемы с местом и материальной базой. Конечно, если бы проводить мастер-классы и подобные мероприятия, то можно было бы что-то и окупать из материалов и оборудования. Но на данный момент я финансово подобное не потяну. И вопрос безопасности остаётся открыт. Это огонь, там плавится всё, пары, и дышать этим очень вредно.
Так или иначе, сейчас я понимаю, что лампворк – это моё. Вот, я как заболела этим, так до сих пор с этими же чувствами я и продолжаю этим заниматься. За три года мне ни разу не надоело. И это для меня очень успокаивающий процесс, я буквально медитирую за этим занятием. Так что, хоть я и не готова сейчас отказаться от основного рода деятельности, но хобби останется со мной. И я буду его развивать.