В среде сотрудников железных дорог сегодня активно обсуждаются вакансии для тех, кто владеет железнодорожными специальностями, в европейских странах.
Людей, имеющих опыт работы машинистами, путейцами, электромеханиками и прочими профессиями, связанными с железной дорогой, рады видеть в Польше, Словакии, Германии. На сайте Deutsche Bahn (Немецкая железная дорога) уже не раз публиковали объявления о наборе стажёров-машинистов и электромонтёров в Украине, обещая зарплату в 3000 евро в месяц.
Неудивительно, что персонал «Укрзалізниці» массово увольняется и едет работать в Европу. И хотя трудовым мигрантам не всегда предлагают работу по специальности, люди ни о чём не жалеют.
К примеру, запорожец Дмитрий Ильичев, начав в 19 лет работу на ЗЭРЗ оператором станка в инструментальном цехе, дослужился до должности заместителя цеха металлоконструкций. Параллельно Дмитрий вел активную профсоюзную жизнь.
«Но, к сожалению, уровень зарплаты, не соответствовал потребностям моей семьи. Особенно это стало ощутимо, когда жена ушла в декрет. Плюс давление на меня вышестоящего руководства… имея зарплату в размере 6300 грн (по состоянию на 2018 год), мы с женой приняли для себя решение, что мне надо ехать на заработки в Польшу. Я воспользовался услугами поверенного человека, который отправил многих ребят, в том числе и тех, с которыми мы работали на заводе», — рассказывает Дмитрий.
Заплатив за документы и визовый сбор, Дмитрий получил место на заводе корпорации Magna.
«Тут я впервые ощутил, как работает корпоративная культура «загнивающего Запада». Сравнение явно не в пользу Украины. Это касается и обеспечения спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Добавьте для полноты картины своевременную выплату заработной платы и ее уровень от 13500 до 15000 грн. Это при том, что я был простым оператором литейной машины и обработчиком отливок. Это было литье под давлением алюминиевых деталей для автомобилей различных марок», — рассказывает наш собеседник. Его смена длилась 8 часов, было достаточно времени для отдыха и знакомства с окрестностями, при этом зарабатывал Дмитрий значительно больше, чем на ЗЭРЗ. По его словам, заработная плата на должности заместителя начальника цеха, которую он сам занимал в Украине, там составляет порядка 7 тыс. злотых (больше 52 тыс. грн).
«Я не стал делать Карту Побыту, а заказал воевудское приглашение и уехал из Польши, как только закончилась полугодовая виза. В ожидании приглашения, я вернулся на завод простым рабочим, а именно слесарем-электромонтажником в сборочный цех. А на заводе за это время ничего особо не поменялось», — констатирует он.
Еще одна наша собеседница — Мария Шойхетман. До отъезда в Польшу она работала проводником-кассиром на Приднепровской железной дороге.
«Из ж/д я не собиралась уходить, но так как пошла по независимому профсоюзному движению, открыла первичную профсоюзную организацию по депо, стала неугодна начальству… когда пришло время подписания очередного контракта, мне просто его не подписали, якобы по сроку истечения. Скоро год будет, как дело по восстановлению на работе находится в суде. А в это время детей надо чем-то кормить, вот так я и попала в Польшу», — рассказывает Мария.
По ее словам, украинским железнодорожникам тяжело найти в Польше работу по специальности. «Во-первых, надо знать язык, да еще и дипломы переводить на польский. И все равно работодатели отдают предпочтение полякам», — отмечает женщина. Сама она работает на складе почтовой компании, другие ее бывшие коллеги по цеху также нашли работу не по специальности.
Несмотря на то, что Мария очень скучает по своей работе проводника, по семье, и готова вернуться в Украину при первой возможности, финансовая мотивация оставаться за границей более чем убедительная: в Украине она зарабатывала 6 тыс. грн в месяц, а в Польше при той же норме часов — 20 тыс. грн.
«Я очень любила свою профессию, да и пассажиры меня уважали. Но если в Украине судебная тяжба продлится долго, то с большой вероятностью мне придется забирать детей и перебираться сюда», — признается женщина.