Запорожский новостной сайт «Новый День» отличается от многочисленных информационных ресурсов тем, что в своей работе придерживается двух принципов: регулярно брать интервью у влиятельных людей, и не публиковать новости, связанные с происшествиями и прочей «мирской суетой». Именно поэтому «Новый День» занял достойную нишу в запорожской информационной сфере, войдя, согласно одному из рейтингов, в пятёрку лучших интернет-ресурсов региона. Его основатель и главный редактор Алёна Голота стала гостем редакции «Вместе» и поделилась впечатлениями от общения с известными в Запорожье политиками и бизнесменами, дала совет – как отличить правду от лжи, и рассказала – кто из местных деятелей больше всех интересует горожан.
— Алёна, у твоего сайта – необычное название. Почему «Новый День»?
— Я очень люблю читать, и одна из моих любимых книг – «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл. Хотя она считается мелодрамой для домохозяек, книга очень интересная и талантливо написана. И вряд ли плохое произведение могло бы стать культовым в США. В книге очень хорошо описаны исторические события. В конце произведения Скарлетт О’Хара говорит: «Завтра будет новый день». Эта фраза и стала девизом и названием сайта.
— В Украине много политических долгожителей. Можно ли Алёну Голоту назвать долгожителем в журналистике?
— Я официально стала журналистом в 2005 году. В 2004-м закончила вуз и устроилась в газету. До этого работала внештатно.
— И с этого времени ты не изменяла профессии?
— Нет, это один из тех случаев, когда занимаешься любимым делом, а тебе за это ещё и платят. И я никогда не понимала образа жизни, когда человеку работа ненавистна, и всё, что он хочет – это «доползти» до выходных. Никогда не хотела поменять профессию и считаю, что журналистика – это моё призвание.
— Довольно часто журналисты, особенно на киевском уровне, хотя и Запорожье не исключение, проработав какое-то время, стремятся попасть в политику. Как пример можно взять редактора одной из запорожских газет, который то выдвигался в мэры, то намеревался стать депутатом. Как ты относишься к такой тенденции, и к выражению «если ты не интересуешься политикой, то политика заинтересуется тобой»?
— Эта фраза актуальна не для всех. Если, к примеру, у бизнесмена нет интересов и связей в политике, то политика обязательно заинтересуется им – часто это выражается в так называемых «масках-шоу» на предприятиях. Поэтому ему поневоле придётся идти в политику и защищать свои интересы. А для журналиста это может быть полезно лишь для карьеры и статуса. И я понимаю, почему журналисты идут в депутаты – это престижно для самих политсил. Лично мне, к примеру, на последних выборах в горсовет поступило несколько предложений от партий.
— И как ты оцениваешь свои шансы?
— Если учитывать серьёзную материальную поддержку предлагавших, шансы были неплохие. В данном случае, всё зависело от рекламы, потому что я не известна широкой общественности. Меня знают, в основном, в журналистской тусовке и среди политиков, у которых я беру интервью.
— А почему ты отказалась от предложений?
— Не было мотивации. Мне в интервью депутат горсовета Андрей Согорин сказал, что в депутаты люди идут за политическим или материальным капиталом. У меня не настолько развиты амбиции, чтобы бороться за политический капитал. А материальный капитал я не способна наживать благодаря депутатству. Так что, отпадает всякий смысл идти в политику.
— Ты меня ставишь в тупик. Я тоже воровать не умею, но к политике каким-то боком имею отношение. Что ты мне посоветуешь?
— Всегда бывают исключения из правил. Мне всегда хочется верить, что есть честные люди, которые идут в депутаты, чтобы изменить город к лучшему. Но процент таких кандидатов крайне низок.
— Мы все читали о том, как меняется благосостояние людей, которые ещё 2 года назад были обычными кандидатами, а сегодня они в хороших пиджаках и на дорогих автомобилях. Если до выборов они были «девочками и мальчиками», то сегодня они представительные «дамы и господа». Почему они не боятся общественного порицания? Ведь они хотят потом снова сходить на выборы и победить. Почему это делается настолько открыто?
— Я думаю, сложно бояться общественного порицания, если ты едешь в «Мерседесе» или «Лексусе» с охраной, и плевать ты хотел на мнение простых горожан. Даже если люди выйдут на митинг с твоей фамилией на плакатах. Если человек пошёл в депутаты, чтобы обогатиться – то он приложит все силы, чтобы это произошло в первую каденцию, и не рассчитывает, что его снова будут выбирать. А если и рассчитывает – то думает, что всё решит реклама и гречка.
— Какое интервью на сайте «Новый день» набрало больше всего просмотров?
— За весь период не скажу, ведь на сегодняшний день на нашем сайте уже около 200 интервью. Но за последний месяц самым популярным стало интервью с Борисом Шестопаловым. Я, кстати, не знаю, почему, но все новости с Шестопаловым очень популярны, его личность интересна горожанам. Помню, рейтинговыми были интервью с Максимом Дрозденко и Ярославом Гришиным. А вообще, как и на любом сайте, 50 процентов успеха публикации – это заголовок, он должен быть броским.
— На твоём сайте «Новый день» можно увидеть не слишком оптимистичные статьи о состоянии экономики Украины. За последнее время я «положительных» новостей не увидел. Упадок производства, рост смертности, падение курса гривны. Неужели настолько всё плохо?
— Если бы в нашей экономике было много позитивных событий – то сайт «Новый День» тоже искрился бы весельем. Как правило, мы делаем упор на мнение экспертов. Мы не навязываем читателям своё мнение, а просто отражаем действительность.
— На сайте «Новый день» регулярно появляются новые интервью с политиками. Часто ли бывает, что ты вынуждена сидеть и слушать человека, понимая, что он на 100% говорит неправду, и потом это придётся публиковать.
— Таких персонажей было немного. По моему мнению, даже если человек говорит неправду, и интервью даёт лживое – люди, прочитав, это поймут. Они посмеются над ним, и будут слать друг другу ссылку со словами: «Посмотри, он заврался по уши». И это, в том числе, повышает посещаемость сайта. Я верю, что наши читатели умны, и сами смогут определить, где ложь, а где правда.
— Не так давно «Институт массовой информации» проводил исследование рейтингов запорожских сайтов, и «Новый день» занял место в одной из номинаций. С чем ты связываешь этот успех?
— Я думаю, в этой ситуации «выстрелили» интервью, а также подача новостей. Мы стараемся ставить новости, которые не пересекаются с другими местными сайтами, на большинстве которых упор идёт на происшествия и криминал.
— Как запорожцу, открывающему газету или новостной сайт, разобраться – где правда, а где ложь? И есть ли в Запорожье независимые издания? Не зависимые не только от кого-либо, но и от чего-либо? Сайт «Новый день» можно назвать незаангажированным?
— Да, наш сайт можно назвать независимым: у нас нет «патрона», который мог бы диктовать свои условия – что ставить, а что нет. Что касается других, то я думаю, что почти все сайты, которые вошли в эту «пятёрку», можно назвать незаангажированными. И не только их. Можно говорить о том, что сайт не заангажирован, если его делает аматор. Например, «Забор». Я давно знаю Костю Алексеенко, он создал свой сайт лет 10 назад. Там, наверное, есть реклама политическая, но сам Костя – простой парень из народа, и я думаю, что ему никто не диктует – что писать, а что нет. Думаю, и «Новый День» попал в эту пятёрку по тому же принципу: мы пишем, что захотим.
— Наш традиционный вопрос: можешь ли ты назвать тройку мужчин и женщин Запорожья, которые влияют на происходящие события?
— В Запорожье это – Ростислав Шурма, Константин Брыль и… (задумывается) …надо подумать.
— А почему не называешь Владимира Буряка? Ты его не считаешь влиятельным?
— Я считаю, что он влиятелен, но не в такой мере, как Шурма.
— Это хорошо для города или плохо?
— Как говорится, «узнають наші нащадки». Посмотрим через 10 лет. Вообще я ожидала большего от команды «Запорожстали». Но я всё ещё надеюсь, что их профессионализм возьмёт верх. По большому счёту, как известно, в Запорожье нет элиты, которая бы чётко отстаивала интересы города. Раньше это были «красные директора», такие, как Сацкий, Богуслаев. Они напрямую работали с действующим тогда президентом Кучмой, он им был чем-то обязан. А сейчас все знают, что у Запорожья нет лоббистов перед Киевом, чего не скажешь о других крупных городах. Попытки создать местную бизнес-элиту были – я имею в виду «Патриотов Запорожья». Но им не дали развернуться.
— Теперь переходим к влиятельным женщинам.
— С женщинами в политике вообще сложно в плане влияния.
— Кстати, ты не первая, кто начинает задумываться, когда я спрашиваю о влиятельных женщинах.
— Я не знаю, кого из женщин назвать влиятельными в Запорожье. Могу назвать депутатов горсовета и облсовета, которые лично мне нравятся, и я их уважаю. Например, Екатерину Константинову я считаю профессионалом. Но я не думаю, что она настолько влиятельна, чтобы ставить её в один ряд с Буряком, Шурмой или Брылём. Я не могу назвать тройку влиятельных женщин, и это проблема не только Запорожья, но и всей Украины. Достаточно узнать процент присутствия женщин, например, в Кабмине или Верховной Раде – он мизерный.
— Ты общаешься напрямую с влиятельными мужчинами города, и владеешь информацией о том, что происходит внутри политической и экономической жизни города. Можешь ли дать свой прогноз – что нас ждёт в ближайшие три года?
— Я не политолог, чтобы давать далеко идущие прогнозы, но в настроениях влиятельных людей, с которыми я общаюсь, я не вижу оптимизма. Думаю, через три года будет примерно так же, как сейчас. То есть они не видят предпосылок для какого-либо экономического прорыва в Запорожье. Ещё полгода назад я слышала разговоры, что надо уезжать, эмигрировать из Украины.
— А у тебя есть рецепт, как преодолеть этот «ступор»?
— Лично я не специалист в экономической сфере, но слышала мнение экспертов. По их мнению, власти стоит уделить внимание не преференциям крупному бизнесу, а поддержке среднего и малого бизнеса. Кроме того, не стоит заниматься выкачкой денег у населения при помощи тарифов на коммунальные услуги. Если у работающих людей есть деньги только на «коммуналку» и продукты – ни о каком прорыве речи быть не может.
— Да, невесело. Ты хотя бы не собираешься уезжать из города?
— Я не собираюсь уезжать из Запорожья, потому что я люблю свой город, несмотря на то, что он местами серый и задымленный. Потому что, когда выходит солнце – все эти недостатки становятся менее видны. А если в плане денег – то я считаю, что заработать на жизнь можно и там, где живёшь. Как говорил один известный бизнесмен, если ты в Украине никто, то и за границей ты будешь никем. Мы привыкли ругать свой город, но жить в Запорожье – это не самый худший вариант. Наш город по-своему прекрасен.
— Традиционно портал «Вместе» заканчивает интервью пожеланием нашего гостя запорожцам. Что бы ты хотела, пользуясь случаем, сказать жителям города?
— Желаю, чтобы вы находили в себе силы смотреть с оптимизмом в будущее и быть счастливыми.