Современный мир меняется буквально на глазах, поэтому делать какие-либо прогнозы даже на ближайшую его перспективу становится все сложнее. Это – признак продолжающейся глобализации нашего мира, формирования нового его уклада.
Вместе с тем, некоторые процессы все же необходимо отслеживать и давать им оценку. Потому как понимать и осознавать, чем мы все будем жить завтра, необходимо. Об этом мы говорим с шеф-редактором ПОЗИЦИИ Сергеем ЗНАМЕНСКИМ.
— Сергей Анатольевич, на ваш взгляд, какое самое значимое событие ушедшего 2021 года?
— Мне кажется, что нужно оценивать даже не сами события, а больше тенденции, течения, которые характерны для той или иной ситуации и периода, в котором мы живем. В 2021-м много чего произошло как в Украине, так и за ее пределами. Продолжается деградация институтов государственной власти. Это касается не только нашей страны, поскольку данное явление характерно для всего мира в последние лет двадцать, в том числе из-за нарастающего влияния наднациональных структур. Их много и все они в разной степени влияют на быт подавляющего большинства людей на Земле. Особенно в странах так называемой развитой демократии.
Яркий пример — Германия: громче всех там говорит уже не новый канцлер Олаф Шольц, а представители «зеленых», вошедших в коалицию в Бундестаге. Как такое возможно? Если это будет продолжаться, институт государства в этой стране потерпит сокрушительное поражение. Примерно то же самое может ожидать и США. Соперничавшим на президентских выборах Джо Байдену и Дональду Трампу уже под 80 лет. О чем это говорит? О том, что там не могут найти более молодых и достойных кандидатов на главный пост в государстве. В стране, где населения 330 с лишним миллионов человек!
При этом почему-то так гонимый западной «свободной» прессой авторитарный режим Китая быстрее управился с проблемами коронавируса, чем символ мировой демократии – США. Еще одним подтверждением кризиса государственных институций является тот факт, что головы правительствам в нужном направлении в процессе борьбы с ковидом поворачивает одна из наднациональных структур – Всемирная организация здравоохранения и ее ставленники на местах, то есть главные санитарные врачи стран.
Не миновали общие тенденции и Украину. Последние их воплощения, например, — предписание закрывать роддома. Помнится, во времена третьего президента Виктора Ющенко ввели достойную помощь при рождении ребенка. А сейчас что мы наблюдаем? Тенденцию к дальнейшему вырождению нации?
— Возможна ли активизация военных действий между Украиной и Россией в наступившем году?
— Об этом действительно много говорят, но, думаю, такое развитие событий все же маловероятно. Скорее всего, есть определенные силы, которые нагнетают напряженность вокруг данного вопроса. Причем, заметьте, говорят об этом в основном в наших и российских СМИ. На Западе у общественности нет никакой обеспокоенности в связи с происходящим в нашем государстве. Там свои проблемы – какое им дело до Украины?
В целом же такого рода катаклизм нарушит мировой расклад сил, изменит сам миропорядок. Особенно велики в этом случае будут материальные потери у западных наднациональных структур, которые в процессе расширения капитализма накопили значительный объем богатства. Поэтому наверняка более вероятен компромисс в виде уступок с обеих сторон по сдвигу обозначенных «красных линий».
— Хорошо, но о чем тогда договариваются Байден и Путин? Каковы основные темы их диалога?
— Повторюсь: самая главная проблема в нынешнем мире – как не допустить глобальной военной катастрофы. Потери Запада могут быть несоизмеримо выше в результате тех же возможных обменов ядерными ударами. Поэтому у планеты все-таки есть шанс не сорваться в пропасть. Идут переговоры, стороны примериваются к ситуации и уже упомянутым «красным линиям».
Сейчас никому особо не выгодно раздувать конфликт, подогревать его. А то, что Украина при этом по факту выступает разменной монетой, сверхдержавы – США, Россию, тот же Китай – мало интересует. Они ищут компромисс между собой, хотя с каждой стороны есть «ястребы войны», которые заинтересованы в дальнейшем разжигании конфликта в Украине.
Мировой общественности из происходящих в закрытом режиме переговоров доводится лишь видимая часть айсберга. Заметьте, в основном эксперты, аналитики, да и сами представители прессы просто домысливают то, что им выгодно подавать для жителей той или иной страны. Ведущие мировые СМИ давно превратились в рупоры пропаганды в пользу «мировой элиты». Истина зарыта намного глубже, и только понимание общих тенденций, а не просто интерпретация фактов, приближает нас к ней.
— Сергей Анатольевич, каким вам видится решение коронавирусной проблемы в 2022 году?
— Сама обозначенная миссия – вакцинирование от ковида — вполне логична и объяснима. Но параллельно идет процесс установления контроля над человеческим поведением, своеобразная проверка на послушание. Многое в данной ситуации зависит от того, насколько будет высока управляемость людьми по итогам третьей волны заболевания, которая идет сейчас.
Нет сомнения, что силы, которые стоят за данными процессами, с помощью социологических инструментов оценивают степень управляемости мировым обществом. В 2022 году наступает важный момент: повторное – бустерное — вакцинирование тех, кто уже привился двумя или даже тремя дозами. Хватит ли у правительств денег для приобретения новых доз вакцин, или теперь это переложат на плечи обывателя по всему миру?
Ну, а следующий этап — лечение людей с помощью новых препаратов, реализуемых не в рамках оптовых поставок для государств, а в розницу, через огромные сети фармакологической индустрии. Сегодня это один из самых выгодных бизнесов на планете. Но, опять же, данный вопрос носит наднациональный характер, это один из факторов борьбы за зоны влияния – политического, экономического, финансового и так далее.
— Последние два года характеризуются тем, что передвижения по миру, и особенно туристические, были ограничены. Что по этой части ожидать в 2022-м?
— Если помните, у Клауса Шваба в его книге «Большая перезагрузка», которая вышла летом 2020 года, сказано, что мир уже никогда не будет таким, каким был. Ну, это так замыслили те, кто стоит за спиной у Шваба. Дело в том, что кризис мирового капитала действительно настолько силен, что эти люди вынуждены таким образом менять мир.
Причем все происходит в сторону ограничения свобод граждан. Плюс значительная масса воспроизводимого капитала продолжает осваиваться и присваиваться примерно 1-2% населения Земли (капитал не идет на расширение – да и расширяться ему уже некуда). К чему это приводит в сухом остатке? К тому, что огромная масса населения планеты не просто беднеет, а нищает.
Мы видим, что скукоживается и умирает по всему миру средний и малый бизнес, в значительной степени в силу ограничений, введенных в связи с эпидемией коронавируса. Запорожье, кстати, также показательный в этом плане город. Пройдитесь по рынкам – сколько закрытых киосков и магазинов или с наклейками «Сдается в аренду»? Это настоящий коллапс, у людей сдувается «финансовая подушка», которую они наживали годами.
Да и в целом в мире средняя прослойка – врачи, учителя, производственный менеджмент, культурологическая часть общества, интеллектуальная составляющая — беднеет и деградирует. Этому способствует то, что капитализм, умирая, тянет за собой и те надстроечные институции, которые и породил, которые являются его неотъемлемой частью! Денег у людей среднего класса становится все меньше, они заняты уже больше не развлечениями в виде путешествий, а элементарным выживанием. В связи с этим вспоминается выражение еще недавнего советского времени: «Мы жили при коммунизме, но не заметили этого». Очень подходит для характеристики современного мира. Пессимистично, но таковы реалии…
— Сергей Анатольевич, что в таком не очень радостном сценарии предписано пережить Украине в 2022 году?
— Мы находимся в эпицентре борьбы двух сил – либерального Запада и России. Так получилось, что с обретением независимости мы отторгли ряд моральных ценностей и ориентиров, присущих украинскому народу, в угоду западным. А они в основе своей меркантильные и бездуховные.
Кризис западных демократических ценностей, к которым устремилась украинская часть нашей так называемой «элиты» с начала 1990-х годов, отшатнувшись от советского прошлого, привела к дезориентации всего общества. Прежние моральные ценности во многом дискредитированы и утрачены, материальных богатств не приобретено. Уровень жизни рядового гражданина Украины – ниже всех в Европе. Позор для государства, которое на постсоветском пространстве считалось самым перспективным!
Вспомните, во времена СССР постоянно сравнивали текущий уровень жизни с 1913 годом, то бишь до начала Первой мировой войны? По некой иронии судьбы, теперь уместно такое сравнение с 2013-м – годом окончательного обрушения и уровня нашей жизни, а также в целом современной украинской идентичности. Именно после 2013 года иллюзорные западные ценности массово поглотили украинское пространство. Но при этом ни о какой европейской интеграции Украины и речи быть не может. Да и нужно ли нам это в тот момент, когда сама Европа деградирует и распадается?
Но в такой ситуации есть и свои плюсы. С одной стороны, падать ниже нам уже некуда — мы привыкли затягивать пояса. Однако есть существенное «но»: власть деградировала до такой степени, что следующий украинский парламент может уже и не состояться – люди просто не пойдут голосовать, власть утратит легитимность при 10-15%-ной явке на избирательные участки. С другой стороны, мы привыкли к трудностям, пережили за последние сто лет куда большие катаклизмы, чем благополучный Запад. И еще: Россия нас не поглотит, потому что просто не «переварит» чисто организационно и экономически.
Следовательно, нужно учиться выживать самим. В любом обществе есть определенное число так называемых модальных личностей, лидеров, которые в тяжелые времена могут проявить себя в качестве активного конструктивного начала. Мы сегодня находимся в точке бифуркации, когда может наступить либо распад государства, либо его конструктивная организация.
Но чтобы достаточное число таких модальных, а не инфантильных личностей сформировалось в Украине, проникновенные умы нашего народа должны правильно понимать и те процессы, которые происходят в мире, хорошо знать историю, причем не только Украины. Способны ли мы на это? Таких личностей в обществе для сохранения его идентичности должно быть не менее 7-8%. А в стране отсутствует даже организованная оппозиция, и для власти это плохо. Раз нет конструктивной критики – она не знает, правильным ли курсом вообще идет государство… Но это все же прогнозы, основанные на тенденциях, а как будет в реальности? Так что трудности 2022 года нам, несомненно, придется пережить