Юрий Ружин: Для преодоления эпидемии нет другого способа, кроме вакцинации

Уже больше месяца в запорожском комплексе “Мануфактуре Розенталь” работает выездной пункт вакцинации от COVID 19. Прививки от коронавируса здесь получили уже больше тысячи жителей Запорожья. Инициатор его создания Юрий Ружин очень активен в популяризации прививок от коронавируса в Запорожье — помимо организации пункта, весь его коллектив вакцинировался.
Главный редактор портала «Новый День» Алена Голота встретилась с известным бизнесменом и попыталась узнать — почему он лично прикладывает столько усилий для этого общественно важного вопроса.

— Больше месяца назад в вашем ресторане “Мануфактура Розенталь” открылся пункт вакцинации от коронавируса. Почему вы приняли такое решение? Ведь далеко не в каждом запорожском ресторане появился такой пункт. Наверное, это единственный случай в городе.

— Да, мы открыли пункт вакцинации по согласованию со службой здоровья, к нам приходит квалифицированная бригада с оборудованием. Только не в ресторане, а в помещении рядом. Мы прививаем вакциной Pfizer и привили уже более тысячи людей. И этот процесс продолжается. Это не официальный пункт, а выездная бригада, которая работает по заявкам. Они работают по предварительной записи и в основном, у нас прививаются, сотрудники предприятий и организаций.

— То есть, любой человек с улицы не может к вам прийти и сделать прививку?

— К нам приходят и с улицы. Мы еще и ввели элемент поощрения — выдаем каждому, кто привился, сертификат на бокал нашего фирменного пива, который действителен две недели. Это распространено в Европе — там бизнес придумывает привилегии для тех, кто хочет вакцинироваться.

В августе я был в Европе и посмотрел, как там работает эта система. И понял, что нужно быть на шаг вперед всех – мы привили почти весь свой персонал, кроме людей с медицинскими противопоказаниями. И практически у меня сейчас 90% привитых сотрудников.

Любая серьезная проблема вроде эпидемии бьет по и без того неустойчивой экономике. И я хочу информацию о серьезности ситуации донести даже до “антиваксов” — людей, которые принципиально не хотят делать прививки. Тем более, что их настроения подогреваются искусственно — недавно СБУ разоблачила российскую ботоферму, которая действовала в украинских соцсетях: эти боты писали о том, что прививки от коронавируса вредны. Потому что нас идет война и чем хуже будет Украине, тем лучше от этого будет России. Ведь забитые под завязку больницы ковидными больными в тяжелом состоянии — один из этапов гибридной войны. К сожалению, в Украине нет государственной политики, как противостоять этой информационной гибридной войне.

Сегодня в больницы с ковидом не попадают вакцинированные люди. Да, они тоже болеют, но в легкой форме. И то, что в Украине нарастает эпидемия — это проблема непривитых людей. Которые тяжело болеют и наша система здравоохранения не может справиться с нагрузкой. И поэтому, по ТВ надо показывать не политическую рекламу и сладостные сюжеты о том, как депутат покрасил лавочку, а кадры, на которых в реанимации задыхаются от ковида люди.

Плюс еще экономика сильно пострадала. Вспомните, что творилось в Запорожской области в прошлом году — впервые за все годы независимости здесь был дефицитный бюджет, были свернуты все программы развития. Город Запорожье недополучил в бюджет более миллиарда гривен. Тысячи людей оказались без работы. Сегодня малый бизнес до сих пор не может достичь “доковидного” уровня. И надо помнить о том, что переболевший человек становится не совсем здоров — появляется куча сопутствующих заболеваний. И государство будет оплачивать больничные.

Поэтому весь мир прививается. И я призываю всех делать прививки от COVID19, чтобы потом не было мучительно больно.

— У вас есть какие-то личные причины быть так категорично настроенным за вакцинацию?

— Я сам переболел коронавирусом, моя семья переболела. Я потерял близких и дорогих мне людей, часть моей семьи. Думаю, с этим сейчас столкнулись многие люди во всем мире. Практически все переболевшие вакцинируются, потому что не хотят повторения этой болезни.

— Я слышала, что вы привили всех своих сотрудников под угрозой увольнения. Было такое?

— Не совсем так. То, что я видел в августе в Европе, в октябре пришло в Украину — МОЗ объявило, что даже в красной зоне не будут закрываться заведения с 80-90% привитого персонала. И я говорил своим сотрудникам: “Ребята, к тому времени, как это может понадобиться, вы уже должны быть привиты. Если вы не сделаете прививку, мы на ваше место будем брать привитых людей”. Не должно быть никаких обид. Это правила игры. Заведение не может закрыться и не работать в карантин, потому что часть персонала не захотела сделать прививку. И у нас в ресторане 100% привитых сотрудников. Это нормально и социально ответственно.

— Уборщица тоже вакцинирована?

— Да, все уборщицы тоже привиты. Вакцинирован весь персонал!

— Как ваши предприятия пережили карантин прошлого года, когда бизнес массово закрывался?

— Ничего же не работало. Не только бизнес закрывался, но и люди многие болели и умирали. Мы же видим по городу — закрылась куча заведений. Тех, которые не выдержали карантина. Тысячи людей переориентировались на другие виды работы. Сегодня не хватает поваров и официантов, потому что они не хотят работать в непонятных условиях пандемий и карантинов. Они не могут несколько месяцев сидеть без работы и ждать, когда карантин отменят.

А в Украине все кричат о вреде вакцины и о том, что она неизучена. В СССР человек не допускался к работе, если не прошел обязательную вакцинацию от разных болезней. И никто не возмущался. Все молча вакцинировались. Потому что интересы общества выше интересов личности.


— А в материальном плане сколько вы потеряли во время карантина?

— Ну, как это можно посчитать, если ничего не работало? Если не работает предприятие, то сумма потерь — 100%.

— Что вы думаете о словах скептиков: мол, нормальную вакцину разрабатывают десятилетиями, а от коронавируса разработали в течении нескольких месяцев?

— Знаете, как говорится, “диванные эксперты” идут по миру. Я не эксперт в медицине. Но я понимаю, что у мира не было другого выхода, как экстренно изобрести вакцину. И этим занимались лучшие медицинские центры мира. В Африке от малярии прививаются каждые три месяца и не могут ее победить. И мы будем прививаться, если так нужно. Есть множество историй в интернете, что “девочки не могут родить, мальчики не могут зачать” после прививки — отношусь к ним, как к очередным фейкам. Думаю, что за поребриком талантливые технологи изучают наши страхи и запускают фейки под эти страхи.

— Как вы думаете, власть Украины и местная власть Запорожья достаточно делают для победы над коронавирусом?

— Я думаю, нет. Какие-то рывковые движения — то не было подходящей вакцины, то нет договора, то еще что-то. Нет единой кампании вакцинации. Мы где-то видим на биллбордах информацию о необходимости прививок, чтобы достучаться до каждого? И нет никакого противодействия фейкам. Это вообще смешно! Во всем мире есть, а у нас — нет! И выяснилось, что власть в очередной раз оказалось не готова.

— И местная тоже?

— Конечно! А мы видим от местной власти какие-то результативные действия в этом направлении? Особенно за последние полгода, когда они снимали мэра и занимались дележом портфелей? Нет единой системы. Делают один шаг там, где надо сделать десять. И я не могу достучаться до местной власти в этом вопросе, хотя сам состою с ней в активной коммуникации. Поэтому приходится действовать в частном порядке. У меня есть идея привлечь волонтеров, которые будут ходить, рассказывать людям о вакцинации. И мы уже занимаемся этим вопросом.

— А вы как перенесли вакцину? Хорошо?

— Вообще отлично. Сегодня вакцинировался, завтра — на тренировку.

— Как вы считаете, как должно поступать государство, чтобы из карантина бизнес вышел без больших потерь?

— Лучшая защита — не допустить локдаун и закрытия бизнеса. Нынешние меры правильные: хочешь работать во время эпидемии — вакцинируй своих сотрудников. Но это ведь никто не контролирует. Если вы говорите о “зеленых” сертификатах — так дайте его кому-то. Говорите об этих людях. У этого сертификата должно быть конкурентное преимущество.

— Юрий, вы развили такую активную вакцинаторскую деятельность для того, чтобы вернуться в политику и иметь имиджевые бонусы?

— Меня пока вполне устраивает мой сегодняшний статус. Он у меня поменялся в лучшую сторону — я занимаюсь тем, что мне дорого и интересно.

                      Очередь на вакцинацию в «Мануфактуре Розенталь» 

— То есть, вы пока не собираетесь заниматься политикой?

— Пока нет, но пути Господни неисповедимы (Улыбается).

— Раз мы заговорили о политике, то что вы думаете о нынешнем скандале в Запорожье? Я имею в виду отставку мэра Буряка. Это на благо городу или нет?

— Думаю, это во благо. Владимир Викторович, несмотря на свою мощную победу в первом туре, не смог договориться с горсоветом, а это ведь тоже избранники народа. И мы видим, что в последние годы в Запорожье ничего не меняется. “Ранний” Буряк во время своей первой каденции мне импонировал, а к концу каденции я его уже критиковал. За последний год нет вообще никаких изменений в лучшую сторону, и мы видим результат. Это можно сказать и нынешней коалиции, которая пришла в мэрию и горсовет — если вы ничего не будете менять, смотрите на ваших оппонентов и предшественников.

— При этом, пробуряковский телеграмм-канал кричит, что “донецкие” и Вадим Новинский захватили город.

— Послушайте, если мне не изменяет память, Вадим Новинский — долларовый миллиардер. Неужели вы думаете, что после потери активов в Крыму, Донецке и России ему с Ахметовым интересен какой-то захват власти в Запорожье? Я пока не вижу проблемы. Наш запорожский завод “Мотор Сич” каждый раз тихонечко участвует в выборах и проводит своих людей в горсовет и Верховную Раду. И никто не говорит, что они захватывают власть. Просто они представители определенного социума и действуют в интересах этого социума и своих предприятий.

И точно так же в интересах своего социума действует “Метинвест”. У них на территории Запорожья находятся громадные предприятия, где работают десятки тысяч человек. Это их социум. Конечно, они собираются его поддерживать, присутствуя во власти.

— И как вы думаете, кто станет новым мэром? Снова представитель “Запорожстали”?

— Я уверен, что “Метинвест” вообще не будет выдвигать своего кандидата в мэры.

— Почему это?

— А им это не надо.

— Буряка же выдвинули в 2015 году.

— В той политической конструкции, которую они строили тогда, им это было интересно. Сегодня, думаю, что нет. Сегодня мэра пробует назначить Офис президента, большие партийные группы тоже говорят, что победит их кандидат. Давайте посмотрим, что будет дальше. Возможно, победит кандидат, которого еще мало кто знает и он пока без рейтинга.

— Некоторые называют Запорожье депрессивным городом. Как вы думаете, что должна сделать городская власть, чтобы бизнес отсюда не убегал?

— Уже многое потеряно… В Запорожье есть много предприятий, которые не являются собственностью запорожцев. Последнее запорожское предприятие — “Мотор Сич” — с непонятной историей владения. Деньги вроде бы получили, но завод не отдали.
Молодежь не должна уезжать. Есть хороший магнит — остров Хортица, давайте его развивать. В городе должно быть комфортно, должны быть креативные руководители. Посмотрите на Днепр — мне очень импонирует господин Филатов и его стиль управления. Все чаще и чаще хочется бывать в Днепре — это пример, каким должен быть Запорожье. Там закрывают наливайки, открывают большие парки, много инвестируют в строительство.
Могут ли сейчас партии при власти и не при власти в горсовете Запорожья предложить какой-то социальный договор жителям города, в первую очередь в вопросах комфортной, экологичной среды, современного транспорта, качественного медобслуживания, содействия малому и среднему бизнесу? Хотелось бы в это верить.

Алена Голота, «Новый День»