Головная боль при коронавирусе может быть признаком инсульта, — врач-невролог

Нервная система — одна из самых уязвимых в организме при заболевании коронавирусом. Чем проявляется ее повреждение, почему мучают кошмары и паника и как не прозевать риск инсульта, рассказала невролог больницы интенсивных методов лечения и скорой медицинской помощи Наталья Глущенко.

 — Наталья Анатольевна, ранее вы говорили, что поражение нервной системы наблюдается у 70-90 % больных коронавирусом. Как это проявляется?

— Если вы спросите родственников или знакомых, которые болели ковидом, то они вам скажут, что за несколько дней до появления основных симптомов их мучила сильная головная боль. Как правило, когда к нам, неврологам, обращаются пациенты с жалобами на сильную головную боль, они категорически отрицают заболевание коронавирусом. Ищут другие патологии, делают дорогостоящую томографию. А потом оказывается, что это один из первых симптомов. И, конечно, все уже знают, что у большинства больных коронавирусом нарушаются обоняние и вкусовые ощущения. Это также нарушения со стороны нервной системы.

Из других нервных нарушений при ковиде — головокружения. С таким симптомом скорая помощь часто привозит пациентов в кардио-неврологическое отделение с подозрением на инсульт, а у них подтверждается ковид. И тому есть объяснение. У пациентов с коронавирусом очень высокий риск заболевания инсультами и инфарктами. Мы с этим столкнулись на практике. Пациенты, которые сейчас к нам поступают с инсультами, оказываются параллельно больны COVID-19. При вирусе повышается склонность к тромбообразованию в сосудах. Когда тромб образуется в сосудах головного мозга, случается инсульт. А это уже угрожающее жизни состояние.

Как правило, инсульты диагностируют у возрастных пациентов. Причем как у тех, кто сейчас болеет ковидом, так и у тех, кто его уже перенес. Зачастую такие пациенты имеют другие патологии — гипертонию, сахарный диабет, нарушения сердечного ритма. И в последние месяцы, когда уровень заболевания коронавирусом увеличился в разы, количество больных с инсультами также резко увеличилось. Нас, неврологов, практически ежедневно привлекают для консультаций в ковидный госпиталь. И речь идет не об эмоциональных расстройствах пациентов, а гораздо более устрашающих осложнениях — нарушении сознания, отсутствии движений в конечностях. Очень часто в таких случаях диагностируется инсульт.

 — Можно ли как-то снизить риск инсульта при ковиде?

— Все пациенты ковидного госпиталя — потенциальные пациенты кардио-неврологического отделения, поскольку при ковиде повышается риск образования тромбов. И задача врачей и пациентов этот момент не упустить. Есть такой показатель крови D-димер — это один из маркеров, который говорит о склонности к тромбообразованию. И очень часто даже у молодых пациентов он бывает высоким. Именно этот показатель нужно обязательно контролировать, чтобы не пропустить тромбообразования.

Самое неприятное, что результаты исследования крови на D-димер бывают абсолютно нормальными, когда пациент болеет. Человек успокаивается и перестает контролировать этот показатель. А он начинает расти уже после выздоровления. По нашим наблюдениям, через какое-то время после выписки из стационара, примерно через месяц, он может расти. То есть риск тромбообразования сохраняется даже после выздоровления. Это значит, что может случиться инсульт или инфаркт, потому что вы D-димер не проконтролировали. И один из методов лечения в таком случае — прием антикоагулянтов (препаратов, понижающих активность тромбина в крови). Но назначать их должен врач строго по показаниям.

 — Если инсульт все же случается при коронавирусе, какое лечение получают больные?

 — У больных коронавирусом сегодня преобладают ишемические инсульты (инфаркты мозга, при которых прекращается поступление крови к тому или иному отделу мозга), хотя лечение в прошлом месяце получала также одна пациентка с геморрагическим инсультом (гипертоническое внутримозговое кровоизлияние). Специфического лечения пациентов, у которых на фоне ковида случился инсульт, на сегодня не существует. В таком случае люди получают сочетанное лечение по протоколам от двух заболеваний одновременно.

Пациентам с ковидом даже проводится тромболитическая терапия препаратом актилизе. В Мелитополе тоже может быть такой пациент. Так, у нас был мужчина, который поступил с клиникой инсульта. Он попал в больницу в так называемое терапевтическое окно — до 4 часов с момента появления симптомов. Попутно у него была выявлена пневмония. Мы ждали анализы на коронавирус и успешно провели тромболитическую терапию, которая дала хорошие результаты.

Отмечу, что период выздоровления таких пациентов затягивается на фоне ковида, потому что вдобавок к инсульту присоединяется поражение легких. Оно утяжеляет течение инсультов: при пневмониях развивается дыхательная недостаточность, а это гипоксия мозга. Так вот ишемический инсульт — это локальная гипоксия мозга на каком-то одном участке, а при пневмонии происходит еще и общая гипоксия. Плюс накладывается воспалительный процесс на другие патологии — сахарный диабет, гипертонию и прочее. Как правило, такие пациенты требуют интенсивной терапии и длительного лечения, в том числе и кислорода.

 — Многие больные коронавирусом жалуются на то, что их мучают кошмары и панические атаки. Почему так происходит?

— Пациенты рассказывают и я могу это подтвердить на собственном опыте, что первыми симптомами заболевания была необъяснимая тревожность, повышенное сердцебиение, беспричинные страхи и переживания. В большинстве случаев, когда пациентам объясняешь, что это может при ковиде происходить, они успокаиваются. Когда заболевание в разгаре, многие пациенты жалуются на бессонницу. Их состояние ночью ухудшается: усиливается одышка, сердцебиение, становится страшно. Именно в таких случаях, как мы читали, люди могут выбрасываться в окно и прочее. Причины тому могут быть разные. Одна из них — гипоксическое поражение мозга, когда человек не может адекватно оценивать ситуацию. Уже есть данные, что вирус может проникать через гематоэнцефалический барьер в мозге и повреждать мозг. Он также поражает ствол мозга, отвечающий за эмоциональное состояние.

 — Вы тоже переболели коронавирусом. Как болезнь протекала у вас?

— У меня все начиналось резко. Я проснулась среди ночи с сильным сердцебиением, резкой необъяснимой болью в грудной клетке, чувством озноба. Понимая, что могла заразиться, сразу измеряла температуру. Она была высокой — до 39 градусов.

Сначала паники не было. В первые дни болезни все было не так уж плохо — держалась только температура. Ни насморка, ни кашля, как это бывает при других вирусных инфекциях, не наблюдалось. Зато были очень выраженная слабость и мышечные боли — такие, что болело все.

Потом все стало хорошо — 2-3 дня чувствуешь себя отлично — кажется, что ты выздоровел. А после, с 7-го по 10-й день болезни, резко становится хуже. Возвращаются подъемы температуры, приступы. В это время развивается пневмония. Я понимаю всех пациентов: когда задыхаешься и тебе не хватает воздуха, ощущения ужасные. Как бы ты адекватно ни воспринимал ситуацию, возникает ощущение страха и паники. Особенно, если находишься дома сам — страшно, что никто не окажет помощь и никто не спасет.

По моим наблюдениям, многие пациенты после выписки из ковидного госпиталя вынуждены обращаться к кардиологам и неврологам с жалобами на панику, тревожность, бессонницу, отсутствие сил. Все эти симптомы могут сохраняться до трех месяцев после выздоровления. Сложности возникают и при выходе на работу. Многие жалуются на нарушения памяти. Скажу на своем опыте — вроде бы все знаешь, а соображаешь медленнее. Это последствия гипоксического поражения мозга, приема медикаментов для лечения коронавируса. Но переживать не стоит — все восстановится. Нервная система хорошо восстанавливается и зачастую даже без медикаментозной помощи.