Центр исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) провел круглый стол на актуальную тему: «Проблемы реформирования ОПК Украины. Пути и возможности реализации реформы».
Среди участников мероприятия Валентин Бадрак – директор ЦИАКР, Павел Букин – генеральный директор ГК «Укроборонпром», Артем Вьюнник – директор НПП «Атлон Авиа», глава ОС «Всеукраинский общественный центр безопасности», Виктор Галасюк – глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства, заместитель лидера Радикальной партии, Сергей Згурец – директор информационно-консалтинговой компании Defense Express, Виктор Плахута – исполнительный директор Фонда «Вільна Україна», Иван Божков – советник президента АО «МОТОР СИЧ», Андрей Сенченко – глава Всеукраинского общественного правозащитного движения «Сила права» и другие эксперты.
В ходе круглого стола директором Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентином Бадраком был озвучен призыв создать в Украине «подлинное лобби украинских разработчиков и производителей военной техники». Идея была поддержана главой Виктором Галасюком, с акцентом на необходимость принятия закона, предусматривающего реализации принципа «Купуй українське – плати українцям!» В ходе выступления Валентин Бадрак в качестве симптоматичного негативного примера привел решение МВД Украины закупить 55 французских вертолетов (из которых 21 – «бэушный») на сумму 550 млн евро, – в то время, когда в Украине существует собственное вертолетное производство.
В свою очередь советник президента АО «МОТОР СИЧ» Иван Божков в деталях рассказал о планах предприятия, указав на возможные пути дальнейшего развития авиационной отрасли Украины в целом. Главным образом предприятие является членом крупнейшего в стране объединения «Лига оборонных предприятий Украины», представляет собой крупнейшее и уникальное в своем роде высокотехнологичное производство. Достаточно сказать, что на момент создания концерна «Укроборонпром» объемы экспорта МОТОР СИЧ соответствовали объемам экспорта всего государственного объединения. На предприятии работает порядка 22 тысяч человек.
Советник президента компании на конкретном примере раскритиковал двойственность позиции украинских властей по важнейшим вопросам экономики. Прежде всего, в контексте ратифицированного парламентом межправительственного соглашения между Украиной и Францией о закупке 55 вертолетов.
– Документ имеет красивое название – «Соглашение по официальной поддержке в создании единой системы авиационной безопасности и защиты Украины», – говорит Иван Божков. – За него было бы сложно не проголосовать. И я, если бы был народным депутатом и не изучал, о чем там идет речь, и на каких кабальных условиях это будет реализовано, тоже бы наверняка проголосовал. Не хочу быть оппонентом, подвергать критике или анализировать содержание этого теперь уже закона, принятого и ратифицированного ВР. Для этого есть специальные службы, органы власти, управления и структуры, которые в состоянии проанализировать и оценить, выгодна ли реализация этого закона для нашего государства или наносит ущерб.
Я просто хочу развеять некоторые мифы вокруг нашего предприятия, которые, к сожалению, имели место при подготовке к ратификации указанного документа и принятии окончательного решения. Наши оппоненты, по сути, дискредитировали всю авиапромышленность в целом и в частности – АО «МОТОР СИЧ». Наша позиция в отношении этого соглашения неоднократно доносилась до всех уровней власти, и мы не скрываем, что нас таким образом вытесняют не только с мировых, но уже и с отечественного рынка. Отсюда и такая реакция на подобного рода законы.
Миф первый. Украинские власти убеждали украинскую общественность, что МОТОР СИЧ неспособен производить в достаточном количестве в соответствии с потребностями МВД новую вертолетную технику. Сразу отмечу: контракт, который планируется заключить с французами на поставку трех типов вертолетов H225, H145, Н125, и кредит, который, по нашим расчетам, составляет примерно 700–800 млн евро, предусматривает закупку вертолетов такого же типа, как и вертолеты, которые выпускает МОТОР СИЧ. Но, чтобы не было иллюзий, речь идет о вертолетах, сконструированных 30, 40 и даже 50 лет назад. Это французские вертолеты фирмы «Еврокоптер».
Далее: за 7 лет МОТОР СИЧ практически с нуля создал мощный, современный во всех отношениях вертолетостроительный завод, оснащенный самым современным оборудованием и станочным парком мирового уровня. Хочу в качестве примера привести реакцию военных атташе, которые два года назад побывали у нас с визитом. Они не верили, после того, что слышали и читали о нашей стране, что в Украине имеется такое современное предприятие, оснащенное по европейским стандартам самой передовой техникой.
Два слова о том, что такое вертолет. Это корпус, двигатель, редуктор, несущие винты и авионика. Для решения задачи по производству вертолетов было создано конструкторское бюро, в нем работает порядка 500 человек. За наши средства в Харьковском авиационном институте открыта кафедра и готовят специалистов в области вертолетостроения. Мы создали новые цеха по производству и ремонту редукторов, закупили американскую линию и технологию за несколько десятков миллионов долларов. Сегодня готовится производство несущих и рулевых винтов для всех типов вертолетов, которые эксплуатируются в Украине, в т.ч. нашими Вооруженными силами. Это, прежде всего, несущие винты для вертолета Ми-24.
Мы занимаемся вторым, завершающим этапом по созданию и производству двух типов вертолетов. Это польский вертолет Ми-2, который хотя и был спроектирован в КБ имени Миля в советские времена, но выпускался вплоть до недавнего времени в Польше.
Так вот, мы берем оболочку этого вертолета. И если есть заключение специалистов, насыщаем оборудованием, для начала двигателями. Это наши, современные двигатели, сконструированные государственным предприятием «Ивченко-Прогресс», которое входит в структуру «Укроборонпрома». Прекрасные двигатели, хорошо себя зарекомендовавшие. Кстати, австрийцы успешно используют их на своих самолетах «Даймонд».
Мы изготавливаем редуктор, несущие винты и авионику на этот вертолет, который пока называется Ми-2МСБ. В перспективе намерены, используя корпус из композиционных материалов, производить классический новый вертолет взлетной массой до 6 тонн под названием «Надія». Мы предлагаем эту машину украинским потребителям, в т.ч. МВД.
Второй тип вертолета – это базовый вертолет Ми-8, один из лучших в мире среди представителей своего класса. Работаем по той же схеме: берем корпус и насыщаем его современным оборудованием и новыми узлами, т.е. новыми двигателями пятого поколения, новым редуктором и новыми несущими винтами. Уровень качества и возможности обоих названных вертолетов соответствуют мировым образцам для своего класса.
В подтверждение моих слов – два аргумента. Ми-8МСБ установил 13 мировых рекордов, зафиксированных Международной федерацией. Имеются видео, где наши потенциальные заказчики принимают вертолеты и на камеру рассказывают о возможностях машин производства МОТОР СИЧ.
Вертолеты Ми-2МСБ состоят на вооружении структурно входящей в состав МВД Национальной гвардии Украины. И ее нынешний командующий прямо у вертолета после испытательного полета говорит о том, что это исключительно нужный, полезный вертолет производства МОТОР СИЧ, который полностью удовлетворяет все потребности Нацгвардии.
Опять же, об этом мало кто знает. Кое-кто полагает, что мы едва ли не гаражное производство создали и находимся все еще в самом начале создания вертолетной техники. Хочу опровергнуть слова таких горе-специалистов и сообщить, что на сегодня нами поставлены и успешно эксплуатируются ВСУ 23 единицы машин Ми-8МСБ и 10 машин Ми-2МСБ. И есть заключения наших украинских пилотов (ВСУ, НГУ) о высоких качествах вертолетов и соответствии их мировым стандартам.
Второй миф – наши вертолеты якобы по ТТХ уступают французским. Да, как любая техника, они имеют свои преимущества и свои недостатки. Но есть два главных аргумента, которые выгодно отличают наши вертолеты. Так, французская машина того же класса, что и наш Ми-2МСБ – это Н-125 и Н-145. Но Н-145 стоит 9,8 млн евро, а стоимость нашего вертолета для ВСУ – 1,5 млн. Стоимость летного часа 1870 долларов, нашего – 340.
Такая же картина и по средним вертолетам. Новый Н-225 стоит 21 млн евро, а новый Ми-8МСБ – в 4 раза дешевле. Стоимость нормо-часа эксплуатации – около 4 тыс. евро, нашего – одна тысяча, – подчеркнул Иван Божков.
Далее он отметил, что на бытовом уровне принято сравнивать наш авиапром с мировыми компаниями подобно тому, как сравнивают «Запорожец» с иномаркой, даже со старой, где тот явно проигрывает. Но на самом деле это далеко не так, и МОТОР СИЧ вместе с ГП «Ивченко-Прогресс» входят в пятерку из порядка 20 стран – лучших производителей авиационных двигателей в мире.
Например, всемирно известная французская компания «Снекма», производящая двигатели для «Боингов» при численности работников до 15 тысяч человек, выпускает 15 типов двигателей, у нас на сегодня – 40 типов и модификаций двигателей и 22 тысячи работников соответственно. Это шесть заводов и 247 предприятий-смежников и контрагентов. А также созданное КБ численностью 500 человек специально под вертолетную программу.
– Наконец, миф третий: производство вертолетов нельзя воспринимать позитивно, т.к. оно якобы базируется на российских комплектующих, – продолжает Иван Божков. – В создании вертолетной техники мы активно занимаемся импортозамещением, чтобы перейти на собственное производство. Так вот, в подавляющем большинстве Ми-2МСБ и Ми-8МСБ состоят только из украинских комплектующих. Как исключение используются закупки некоторых компонентов на Западе. Комплектующие для наших вертолетов изготавливаются в т.ч. на предприятиях «Укроборонпрома».
Но у нас есть и реальные проблемы, для решения которых требуется поддержка государства. У нас трудности с новыми материалами, специальными сталями, сплавами и композиционными материалами. При наличии ряда металлургических предприятий в стране мы не в силах их обязать производить то, что требуется авиационной промышленности. Все ограничивается призывами, тогда как реальных изменений очень мало. Поэтому мы пошли по пути закупки необходимых материалов в европейских странах. Из российских составляющих пока остаются специальные сплавы.
Если наша украинская авиационная промышленность получит поддержку у себя в стране, и не будет испытывать таких ударов, о которых мы говорим, то Украина сможет оставаться в мировой десятке производителей авиадвигателей и двадцатке производителей самолетов. В противном случае рискуем все это потерять. Например, та же Польша, ранее занимавшаяся производством самолетов, вертолетов и двигателей, на сегодня полностью утратила эти возможности. Там сейчас задают тон совсем другие фирмы… – подытожил Иван Божков.
Владимир ЗАБЛОЦКИЙ, Press-Center